Бизнесмен Александр Новоземцев рассказал о тонкостях выбора франшизы
Как правильно выбрать партнера для франшизы. Как организовать работу, чтобы франшиза приносила доход, и главное, какие ошибки нельзя допускатьсоучредитель компании TOPSTRETCHING, самой крупной сети студий растяжки и функциональных тренировок
Имея за плечами не только багаж знаний, но и колоссальный опыт работы в организации как самостоятельного бизнеса, так и сети франшиз, обращаю ваше внимание на основные моменты в данной нише.
«Два главных фактора при выборе»:
1. Человек. Крайне важно, чтобы «Мистер Х» уже обладал опытом, чтобы у него были схожие ценности, четкое понимание, что он хочет делать.
Ребята, у которых никогда не было бизнеса не понимают, что это такое и как его вести; у них нет соответствующего образования или, как в нашем случае, они никогда не занимались спортом — это совершенно не наши кандидаты. У нас очень сильный отсев потенциальных претендентов, мы работаем только с теми партнерами, с которыми у нас 100% match!
2. Город или регион, в котором хотят открыть франшизу. На данный момент я бы порекомендовал Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород и Новосибирск.
Преимущества франшиз перед самостоятельным бизнесом
Самостоятельный бизнес — это, конечно, хорошо, но если компания хочет действительно зарабатывать и решать большое количество интересных задач, франшиза — то, что «бизнесмен рекомендовал».
На первоначальном этапе открытия бизнеса франшиза помогает преодолеть следующие шаги:
- аналитика (ребята, у которых уже есть одна или несколько студий, прекрасно понимают, как сделать маркетинговый анализ, как правильно собирать данные для принятия дальнейших управленческих решений и как их интерпретировать);
- проще ориентироваться на емкость рынка конкретной локации, сравнивать свои показатели, предугадывать проблемы и тем самым предотвращать их появление;
- наличие финансовой модели (которая и позволит прикинуть емкость рынка, финансовый план и составить работающий бизнес план);
- любые прогнозы гораздо легче делать, когда у тебя есть данные (более достоверны те, которые были получены с помощью существующего бизнеса);
- этап планирования (не нужно заниматься написанием регламентов работы, по факту — они уже написаны и необходимо просто следить за их выполнением (это легче, чем нырять в «операционку» и с нуля создавать ее).
Рентабельность франшизы = правильно выстроенная работа
Кто должен организовывать всю работу? Здесь уместно поставить знак равенства между вами и компанией, которая продала франшизу. Все методички, регламенты, анализы, — все предоставит франчайзер.
Мы настаиваем, чтобы наш партнер прошел все «уровни» обучения: на администратора, менеджера по продажам, в некоторых случаях на тренера (если есть тренерский бэкграунд), управленца студией. Это все внутренние должности и только пройдя полноценное обучение франчайзи может быть грамотным управленцем: его не обманут сотрудники, ему будет проще контролировать их работу, он будет прекрасно ориентироваться в отчетах и программах. С точки зрения правильной организации работы (читайте — чтобы франшиза приносила доход), лучше прислушиваться к рекомендациям «материнской» компании и повторять проверенные практики.
Какие наиболее распространенные ошибки в работе с франшизой?
Излишняя самостоятельность
Многие франчайзи (уже после покупки франшизы) склонны самостоятельно принимать решения, не посоветовавшись с материнской компанией. Мы создаем такую атмосферу, где у человека не возникает желания «вольничать». Не потому, что партнер обязан с нами советоваться, а потому, что у нас выстроены доверительные отношения и на еженедельной основе мы делимся всем происходящим.
Слишком оптимистичный подход при построении финансовой модели
Это то, чем грешат многие из франчайзеров. Нам легче пообещать меньше и дать больше. Поэтому по показателям прибыльности мы никогда не гонимся за какими-то космическими успехами, быстрыми сроками окупаемости и прочим. Лучше надеяться на тяжелую экономическую ситуацию и наслаждаться тем, что она еще не наступила.
Панибратство франчайзи с сотрудниками его студии
Очень легко попасться в ментальную ловушку и стать «другом» своим сотрудникам. Это негативно влияет на эффективность работы. В нашей компании у всех есть свои четкие роли, в рамках которых мы выстраиваем отношения.
Экономия на оборудовании и ремонте
Важно помнить о том, что, когда вы открываете франшизу, вы делаете это на пять-десять лет. Через три года нет смысла делать ремонт, лучше сразу все спланировать: потратить время, выделить дополнительный бюджет, если нужно.
Эгоизм и эгоцентризм
Иногда нужно себя перебороть и пойти наперекор собственному «хочу». Например, сделать наполнение студии не таким, как ты хотел изначально, а прислушаться к тому, что говорит маркетинговый анализ. Возможно, какие-то спортивные направления и пользуются спросом, но их предложения на рынке снижены по ряду причин (молодой тренд или это сложно организованный процесс тренировки).
Лучше двигаться планомерно и не форсировать события. Вся эта спешка приводит к тому, что совершаются ошибки и происходят какие-то незапланированные вещи. И от этого страдают все!
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль