РБК Компании

Бизнесмен Александр Новоземцев рассказал о тонкостях выбора франшизы

Как правильно выбрать партнера для франшизы. Как организовать работу, чтобы франшиза приносила доход, и главное, какие ошибки нельзя допускать
Бизнесмен Александр Новоземцев рассказал о тонкостях выбора франшизы
Александр Новоземцев
Александр Новоземцев
исполнительный директор

соучредитель компании TOPSTRETCHING, самой крупной сети студий растяжки и функциональных тренировок

Подробнее про эксперта

Имея за плечами не только багаж знаний, но и колоссальный опыт работы в организации как самостоятельного бизнеса, так и сети франшиз, обращаю ваше внимание на основные моменты в данной нише.

«Два главных фактора при выборе»:

1. Человек. Крайне важно, чтобы «Мистер Х» уже обладал опытом, чтобы у него были схожие ценности, четкое понимание, что он хочет делать. 
Ребята, у которых никогда не было бизнеса не понимают, что это такое и как его вести; у них нет соответствующего образования или, как в нашем случае, они никогда не занимались спортом — это совершенно не наши кандидаты. У нас очень сильный отсев потенциальных претендентов, мы работаем только с теми партнерами, с которыми у нас 100% match!

2. Город или регион, в котором хотят открыть франшизу. На данный момент я бы порекомендовал Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород и Новосибирск. 

Преимущества франшиз перед самостоятельным бизнесом 

Самостоятельный бизнес — это, конечно, хорошо, но если компания хочет действительно зарабатывать и решать большое количество интересных задач, франшиза — то, что «бизнесмен рекомендовал». 

На первоначальном этапе открытия бизнеса франшиза помогает преодолеть следующие шаги:

  • аналитика (ребята, у которых уже есть одна или несколько студий, прекрасно понимают, как сделать маркетинговый анализ, как правильно собирать данные для принятия дальнейших управленческих решений и как их интерпретировать);
  • проще ориентироваться на емкость рынка конкретной локации, сравнивать свои показатели, предугадывать проблемы и тем самым предотвращать их появление; 
  • наличие финансовой модели (которая и позволит прикинуть емкость рынка, финансовый план и составить работающий бизнес план);
  • любые прогнозы гораздо легче делать, когда у тебя есть данные (более достоверны те, которые были получены с помощью существующего бизнеса);
  • этап планирования (не нужно заниматься написанием регламентов работы, по факту — они уже написаны и необходимо просто следить за их выполнением (это легче, чем нырять в «операционку» и с нуля создавать ее). 

Рентабельность франшизы = правильно выстроенная работа

Кто должен организовывать всю работу? Здесь уместно поставить знак равенства между вами и компанией, которая продала франшизу. Все методички, регламенты, анализы, — все предоставит франчайзер. 

Мы настаиваем, чтобы наш партнер прошел все «уровни» обучения: на администратора, менеджера по продажам, в некоторых случаях на тренера (если есть тренерский бэкграунд), управленца студией. Это все внутренние должности и только пройдя полноценное обучение франчайзи может быть грамотным управленцем: его не обманут сотрудники, ему будет проще контролировать их работу, он будет прекрасно ориентироваться в отчетах и программах. С точки зрения правильной организации работы (читайте — чтобы франшиза приносила доход), лучше прислушиваться к рекомендациям «материнской» компании и повторять проверенные практики. 

Какие наиболее распространенные ошибки в работе с франшизой? 

Излишняя самостоятельность

Многие франчайзи (уже после покупки франшизы) склонны самостоятельно принимать решения, не посоветовавшись с материнской компанией. Мы создаем такую атмосферу, где у человека не возникает желания «вольничать». Не потому, что партнер обязан с нами советоваться, а потому, что у нас выстроены доверительные отношения и на еженедельной основе мы делимся всем происходящим. 

Слишком оптимистичный подход при построении финансовой модели 

Это то, чем грешат многие из франчайзеров. Нам легче пообещать меньше и дать больше. Поэтому по показателям прибыльности мы никогда не гонимся за какими-то космическими успехами, быстрыми сроками окупаемости и прочим. Лучше надеяться на тяжелую экономическую ситуацию и наслаждаться тем, что она еще не наступила. 

Панибратство франчайзи с сотрудниками его студии

Очень легко попасться в ментальную ловушку и стать «другом» своим сотрудникам. Это негативно влияет на эффективность работы. В нашей компании у всех есть свои четкие роли, в рамках которых мы выстраиваем отношения. 

Экономия на оборудовании и ремонте 

Важно помнить о том, что, когда вы открываете франшизу, вы делаете это на пять-десять лет. Через три года нет смысла делать ремонт, лучше сразу все спланировать: потратить время, выделить дополнительный бюджет, если нужно. 

Эгоизм и эгоцентризм

Иногда нужно себя перебороть и пойти наперекор собственному «хочу». Например, сделать наполнение студии не таким, как ты хотел изначально, а прислушаться к тому, что говорит маркетинговый анализ. Возможно, какие-то спортивные направления и пользуются спросом, но их предложения на рынке снижены по ряду причин (молодой тренд или это сложно организованный процесс тренировки). 

Лучше двигаться планомерно и не форсировать события. Вся эта спешка приводит к тому, что совершаются ошибки и происходят какие-то незапланированные вещи. И от этого страдают все!

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации20.04.2015
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва Ш. МОЖАЙСКОЕ Д. 2 ПОМ/КОМ XVI/2 ПОДВАЛ ВЕРХНИЙ
ОГРН 1157746361123
ИНН / КПП 7707339305 773101001
Среднесписочная численность5 сотрудников