РБК Компании

Как создать культуру инноваций в компании для развития и изменений

Успех изменений зависит не только от компетенций руководителей, но и от готовности компании изменения принять. Для этого необходимо развивать культуру инноваций
Как создать культуру инноваций в компании для развития и изменений
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Midjourney 6.1
Ирина Шишкина
Ирина Шишкина
Руководитель студии креативного консалтинга Не просто идея

Руководитель международных проектов с 2007 года, руководитель консалтинговой компании с 2014 года, эксперт по вопросам оптимизации процессов и внедрения проектного управления

Подробнее про эксперта

Innovations Journey map
Карта инновационной компании

Мы говорим об изменениях чаще, чем о погоде. Однако изменения бывают разными, и сегодня компании нуждаются в инновационном подходе к процессам, проектам, нуждаются в инновационных продуктах и решениях и в инновационных идеях.

Возьмите себе в качестве памятки и инструкции карту инновационной компании:

Как создать культуру инноваций в компании для развития и изменений

В карте инновационной компании 4 составляющих:

Инновационный словарь

Наличие в компании инновационного словаря предполагает наличие единого информационного поля среди всех сотрудников. Ведь частенько на уровне линейных специалистов не все понимают, о чем именно идет речь. Или понимают очень по-своему.

Словарь может быть оформлен в виде положения, стенгазеты, вики, инструкции. Главное, чтобы он включал в себя значимые для компании понятия. Например:

  1. Инновация — процесс внедрения новых или улучшенных услуг или процессов, который приносит добавленную стоимость бизнесу, отрасли или обществу в целом.
  2. Инициатива — качество, характеризующее способность предпринимать активные действия без внешнего побуждения.
  3. Трансформация — фундаментальное, качественное изменение формы, структуры или природы чего-либо.
  4. Стратегия — комплексный план действий и решений, предназначенный для достижения долгосрочных целей и обеспечения конкурентных преимуществ.
  5. Стартап — молодая компания или начинание, созданное с целью разработать уникальный продукт или услугу.
  6. Продукт — любой товар или услуга, созданный для удовлетворения потребностей или желаний потребителей.
  7. Гипотеза — предположение, которое предлагается для объяснения определенных событий, которое требует проверки с помощью изученных методов.
  8. Тестирование — процесс оценки продукта, системы или компонента с целью определения того, соответствует ли он заданным требованиям.
  9. Прототип — физическая модель продукта, сервиса или интерфейса, которая позволяет проверить работоспособность идеи или протестировать гипотезу.
  10. Внедрение — ввод нового продукта на рынок или интеграция новых внутренних операционных процессов, системы или политики

Система управления портфелем инноваций (IPDMI)

Если есть зона управления,  должна быть описана система управления этой зоной. Так мы внедряем систему управления проектами или систему управления качеством. Наличие системы обеспечивает четкий алгоритм выполнения процедур (я — фанат системности, потому что именно это позволяет управлять большим), а соответственно более прозрачную прогнозируемость результатов.
Вы можете создать свою систему управления портфелем инноваций, а можете взять разработку Neprostoidea. Цикл IPDMI:

  • I (IDEA) — формулировка, презентация идеи. На первом этапе необходимо собрать идеи, собрать инновационные проекты. Канал поступления идей от сотрудников и руководителей может быть как через Фабрику идей (формат корпоративного проекта) или через цикловые конференции (когда собираете всех сотрудников в одно время в одном месте и можно качественно покреативить).
  • P (Plan) — планирование работ, декомпозиция, календарно-сетевое планирование. После защиты проектов и принятия в работу, важно начать планирование. И здесь, на мой взгляд, 2 ключевых принципа: 
    1. Планирование должно быть интегрировано в текущую деятельность компании — инновации должны быть частью бизнес-модели, а не внезапной мигренью
    2. Планирование должно быть в том формате, в котором принято планировать сложные проекты, то есть, система управления проектами лежит в основе управления портфелем инноваций.
  • D (DO) — реализация работ, выполнение поставленных задач. Две управленческие функции на этапе реализации: 
    1. Обратная связь
    2. Наставничество и мотивация: чтобы команда довела проект до конца, инновационных идеи следует вести, как за ручку малыша, и мотивировать команду
  • M (MONITORING) — наблюдение, сбор информации, оценка промежуточных результатов. На входе важно определить ключевые показатели эффективности и адаптировать их.
  • I (INTEGRATION) — масштабирование и внедрение изменений в систему бизнеса. Если все хорошо, изменения дают положительные результаты или не приносят отрицательных (что допустимо при регрессионных улучшениях систем).

Теперь спускаемся на уровень ниже — если первые 2 аспекта карты направлены на управленческие процессы, то пункты 3 и 4 — на исполнительные процессы:

Управление инициативами

Как создать культуру инноваций в компании для развития и изменений

Инструкция для тех, кто создает идею и будет управлять инновационным проектом. Цикл управления:

  1. Создание: разработка идеи должна быть регламентирована. Например, в качестве основы можно взять какие-то элементы Дизайн-мышления или модель ценностного предложения Остервальдера.
  2. Тестирование: регламент проведения тестирования. Кто должен быть на тестировании? Как оформлена процедура? Требования к количеству участников? Результаты тестирования — в какой форме, кому передаются, какой анализ проводится? Протокол тестирования?
  3. Презентация: ниже пример нашей памятки/инструкции.
  4. Разработка: должен быть описан процесс разработки от старта до производства или внедрения, в виде блок-схемы и соответствующий нормативных документов, шаблонов, чертежей и т.д.
  5. Внедрение: здесь же производство. Этот этап сложный, должен иметь четкий регламент и описанные процессы, так как чаще всего является междисциплинарным и полифункциональным процессом.
  6. Масштабирование: правила передачи продукта в массовое производство и полное внедрение. Помимо описания процесса + стандарты, технические требования, реестр рисков, промежуточные и целевые конечные показатели, система мониторинга и процесс сопровождения.
  7. Актуализация: продукт, особенно инновационный, нуждается в актуализации. Инновации могут иметь очень короткий жизненный цикл или требовать изменений внутри продукта/проекта.
  8. И снова тестирование и далее по циклу.

Дополнительно к инструментарию команды:
Формула презентации (NPI): 3/10/15/10/3

  • 3 члена команды
  • 10 слайдов
  • 15 минут выступления
  • 10 минут на вопросы
  • 3 поддерживающих стейкхолдера

Дополнительно структура презентации: 10 слайдов

  1. Идея
  2. Суть идеи
  3. Актуальность идеи
  4. Необходимые ресурсы
  5. Дорожная карта
  6. Система мониторинга и контроля
  7. Риски и сложности
  8. Команда
  9. Альтернативные сценарии
  10. «Что будет, если не...?»
     

Библиотека инноваций

Как создать культуру инноваций в компании для развития и изменений

Чтобы инновации предлагалось и внедрялись, должно быть сильное документационное обеспечение проектов:

  1. Форма инициативы: форма для заполнения сотрудниками. Единая форма позволит облегчить процесс отбора. 
  2. Журнал гипотез: он должен вестись по всем инициатива, далее ранжируйте по группам инноваций, собирайте опыт гипотез по тематическим кластера и критериям удачи/неудачи/нейтрально. 
  3. Потребности в инновациях: фиксируйте потребности в формате: дата определения потребности, в чем потребность, уровень устойчивости актуальности (где 1 — быстрая потеря актуальности, 5 — актуально во все времена), уровень необходимости, уровень готовности к этой инновации. Пятибалльная шкала удобна. 
  4. Библиотека инициатив: собирайте внедренные и просто на уровне идей инновации в библиотеку по группам. Например:
  • Продуктовые инновации
    Новые продукты: создание совершенно новых товаров или услуг
    Улучшенные продукты: модификация существующих товаров, добавление новых функций
  • Процессные инновации
    Новые технологии производства: внедрение новых методов и технологий в производственный процесс
    Оптимизация процессов: улучшение существующих бизнес-процессов
  • Маркетинговые инновации
    Новые стратегии продвижения: использование новых каналов и методов для продвижения товаров и услуг
    Изменение позиционирования: изменение восприятия бренда или продукта на рынке
  • Организационные инновации
    Новые бизнес-модели: создание новых способов ведения бизнеса
    Изменение структуры управления: внедрение новых подходов к организации труда
  • Социальные инновации
    Социальные проекты: внедрение инициатив, направленных на решение социальных проблем
    Изменение культуры компании: создание среды, способствующей инновациям и креативности
  • Технологические инновации
    Внедрение новых технологий: использование искусственного интеллекта и других технологий для улучшения бизнес-процессов
    Исследования и разработки (R&D): инвестиции в исследования для создания новых решений

Инновации в компаниях очень важны. Они требуют значительных финансовых вложений и больших человеческих и временных ресурсов. Чтобы повысить эффективность управления инновациями в компании, необходимо создать и внедрить систему, которая будет интегрирована в проектную и операционную деятельность всей организации.

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Эксперт в управлении проектамиНа рынке с 2014 года; разработана система для внедрения гибридного подхода к управлению проектами

Профиль

Дата регистрации29.07.2021
РегионПсковская область
ОГРНИП 321602700018451
ИНН 781631598930

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия