Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Ломаем барьеры инноваций: создаем инновационную команду из того, что есть

Юлия Левина, эксперт CBSD, руководитель направления Blanchard в России, рассказывает, что критически важно поменять в компании, чтобы быть успешным в инновациях
Ломаем барьеры инноваций: создаем инновационную команду из того, что есть
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью Midjourney
Юлия Левина
Юлия Левина
Тренер-эксперт, руководитель направления

Юлия — тренер-эксперт, руководитель направления и спикер на отраслевых конференциях и мероприятиях

Подробнее про эксперта

Когда призывы к инновациям не работают

Недавно участник инновационной сессии поделился наболевшим: «Обсуждаем с командой планы. Заходит замдиректора. Люди затихли, я продолжил. Он послушал недолго, прервал, сказал, что все не то — надо быть инновационнее, и ушел. Я, честно, растерялся. Он что конкретно хотел?»

А вопрос ключевой. Сам-то руководитель понимает, чего хочет? Что значит инновационнее?

Что такое инновационность: почему это не про «купить новый сервер»

Почему нет «интернет-магазина инноваций»? Зашел, выбрал, заплатил, доставили — и ты инноватор.

Новый сервер может сделать нас инновационнее по сравнению с нами вчерашними, но с точки зрения рынка — лишь современнее. И это на короткое время. Через год-другой — ни инновационности, ни современности. Инновации устаревают быстро.

Рынки, технологии, цепочки поставок меняются стремительно. В одночасье компания из другой отрасли может отобрать твоих клиентов, а конкуренты — снизить себестоимость и обрушить цены. И никакой «интернет-магазин инноваций» не спасет — иначе бы все там покупали и никто б не вырывался вперед.

Инновационность — особое состояние. Для него компания должна трансформировать себя в такую, которая находит и внедряет новые идеи постоянно.

Где застревают инновации

Я много работаю с глобальными исследованиями HR- и L&D-трендов. В этих отчетах HR-профессионалы со всего мира делятся своими приоритетами на следующий год.

Интересно, что россияне регулярно ставят на первые места подбор и удержание. А вот в Китае в приоритетах — способность сотрудников управлять изменениями, внедрять инновации и решать проблемы.

Заметьте, Китай — один из инновационных лидеров. А эти исследования — не просто про приоритеты HR, это отражение стратегии компании или даже — всей страны. В современных китайских компаниях на инновации и изменения работает вся организация.

Что говорят о барьерах инноваций в России? Чаще всего: сложно получить господдержку, недостаток частного финансирования, кадровый голод. Чего здесь не хватает? — главного — самой компании. Готова ли компания меняться, а топ-менеджеры и сотрудники создавать инновации?

Недостаток финансирования может быть и ограничителем, и катализатором инноваций. Кадровый голод способен сильнейшим образом менять компанию и быть стимулом для нововведений и изменения всего бизнеса.

Но как мы видим, чаще всего недостаток денег и людей — лишь оправдание, почему у нас нет инноваций. Значит, внутри компании существует что-то, что душит новое в зародыше.

Что это чаще всего? Разберем основные примеры. Вдруг какие-то покажутся вам знакомыми.

Инновации на словах: инновационность не стала частью ДНК организации

Если инновации — не приоритет компании, это видно из того, как устроены система управления, процессы, KPI, мотивация и прочее.

Люди всегда понимают — какая работа основная, а какая «факультативная».

Пример

Вы просите команду до пятницы «нагенерить» новых идей. Но к тому же сроку каждый должен «закрыть» невероятный объем задач, чтобы получить квартальный бонус.

  • Как люди расставят приоритеты?
  • Предложения какого качества подготовят?

Культура страха, предписаний и запретов: здесь новое не рождается

Инновации не случаются там, где люди не могут говорить, спорить, предлагать и пробовать, не боясь последствий.

Просто так никто не станет замолкать в присутствии руководителя, отмалчиваться на совещаниях, прикрывать бездействие регламентом и скрывать ошибки. Причина всегда есть — и она не в сотрудниках.

Пример

На совещании маркетолог рассказывает об идее нового формата промо-кампании. Вы резко обрываете: «У нас реклама работает. Мне нужны отчеты по воронке, а не фантазии! Бюджет не резиновый, вы же должны это понимать!».

  • Продолжат присутствующие предлагать новое?
  • Какова вероятность, что инициативы теперь будут поступать преимущественно от вас или «сверху»?

Инновации-поветрия: укрепляем иммунитет к изменениям

Порой об инновациях вспоминают лишь иногда и ненадолго. Пришло настроение, понравился бизнес-бестселлер, упали продажи, или просто время «встряхнуть команду» — и потрясли, чуть-чуть.

Такое работает против бизнеса.

Сейчас меняем культуру, завтра — процессы, послезавтра — все забыли. Системной поддержки нет, ресурсов, полномочий — тоже, но результат требуем. Итог предсказуем: проект буксует, руководитель теряет интерес, команда убеждается, что поветрие лучше переждать.

Пример

После отпуска вы «визионерствуете»: поддержали идею бизнес-аналитика упростить CRM. Поручаете ему «согласовать все с отделами». Через неделю — ноль движения: отделы заняты, ИТ поставил задачу «на потом». Давите на сотрудника — безрезультатно. Через месяц вы переключаетесь — проблем вагон, аналитик со всеми перессорился, свое направление запустил.

  • Как скоро бизнес-аналитик выгорит и уволится?
  • Причина саботажа: начальники отделов — консерваторы или хорошо вас изучили?
  • Сколько сотрудников теперь решат, что инновации до добра не доводят?

Если честно, способов искоренить инновационность в команде гораздо больше. Они все — про работу с людьми и создание среды, душащей инновации. Если топ-менеджеры настроены изменить ситуацию — это можно сделать. Но начать им придется с себя: со своего образа мышления, отношения к людям, ошибкам, риску, к балансу стабильность/инновации.

Как строить инновационную компанию

В том, как устроена и работает успешная инновационная компания, нет того, что сложно внедрить. Вот главное.

Встройте поддержку инноваций в систему управления

1. Планирование, цели, KPI, отчетность

Включите инновационные задачи в планы и цели. Определите показатели, чтобы оценивать разработку и внедрение инноваций.

Но не перегните палку!

Цели показывают сотруднику: инновационность — важная часть его работы. Но инновации — эксперимент без гарантированного результата. Жесткое планирование всего сфокусирует людей не на инновациях, а на отчетах и избегании риска. Это сведет ваши усилия на нет.

Когда ищите и экспериментируете, контролируйте использование ресурсов и сроки. Это создаст организующие рамки. Исследования показывают: инновации успешнее, если сохранять баланс свободы и разумных ограничений.

Некоторые компании дают людям 10–20 процентов времени на разработку новых идей. Так появились скотч и Post-it.

2. Процессы, регламенты, нормирование

Проанализируйте требования документов и систем. Проверьте запреты, нормативы и санкции. Исключите наказания за неудачи пилотных проектов. Не пытайтесь жестко нормировать творческий процесс — у вас не получится (или он перестанет быть творческим). Иногда сессия по созданию нового подхода может занять пару часов, иногда пару дней, а иногда неделю — и ничего не родилось.

Разработайте простые алгоритмы для тех, кто придумал новое: как действовать по шагам — к кому идти с идеей, куда писать, как получить одобрение и т. д.

В Google идеи собирают через специальную платформу и назначают руководителей-кураторов, чтобы инновация пробилась через бюрократию.

3. Оценка и мотивация

Если в компании есть программы оценки, поощрения и признания, включите в них показатели активности и достижений в инновациях.

Если программ нет, продумайте варианты материальной и нематериальной мотивации для инноваторов. Покажите сотрудникам — компания ценит эту часть их работы.

Российская компания выплачивает инноватору процент от прибыли или от сокращения затрат по итогам внедрения инноваций.

4.    Обучение и развитие

Проведите тренинги для руководителей и сотрудников. Поиск и внедрение нового, управление инновационной командой — технологии, которые можно освоить.

Не каждый знает, что идею нужно продвигать, а для ее поддержки создавать альянсы. И точно не каждый умеет это делать.

Творческий поиск может приглушать в людях рациональное. Сотрудникам нужны модели: как выбирать из многообразия идей оптимальную.

Руководитель команды — двигатель инноваций. Дайте ему инструменты для создания продуктивной среды и поддержки сотрудников.

Программа Apple University рассказывает об истории инноваций в компании и о подходах к ним.

Создайте рабочую среду, стимулирующую инновации

1.  Фокус на роли лидера

Начните с себя: руководитель — драйвер инноваций.

Станьте ролевой моделью. Вам подражают. Что важно, как нужно — люди считывают с ваших действий и решений. Требуя инновационности, будьте инновационны сами.

Не допускайте расхождения своих слов с делами. Будьте про «я тоже пробую, рискую, ошибаюсь, учусь».

Последовательно поддерживайте инновации, держите их в фокусе, показывайте их важность.

Помните: настрой и климат в команде — ваш газон. Не превращайте его в пустырь, загон или пепелище. Создавайте подходящие вашим людям условия для поиска и внедрения нового.

Илон Маск настойчиво лично продвигает идею, что в Tesla и SpaceX неудачи — не провалы, а шаг к успеху.

2. Формирование рабочей среды, свободной от страха

Создайте и поддерживайте атмосферу психологической безопасности. Не критикуйте — вместе разбирайте. Не прерывайте — спрашивайте и слушайте.

Благодарите и за успех, и за попытку.

Празднуйте вместе — и удачу, и когда поняли, что что-то не работает: теперь вы знаете, где лежат «грабли».

Не драматизируйте несовершенство: инновации — эксперимент, что-то обязательно пойдет не так.

В Pixar на Braintrust meetings сотрудники могут высказаться по проектам без страха критики.

3.  Поддержка каждому

Не отправляйте в бой безоружных. Ставя задачу, выясняйте, какая поддержка нужна от вас, и оказывайте ее.

Будьте гибче. Разным людям от вас для достижения цели нужны разные стили руководства. Будьте к этому готовы.

Когда проекты буксуют, боритесь не с сотрудником, а с тем, что ему мешает.

По итогам проекта Google «Аристотель» руководители получили инструменты для формирования психологически безопасной среды — чек-листы для оценки происходящего, обучение работе с обратной связью, проведению поддерживающих совещаний и т. д.

Не требуйте революций

Инновации — не всегда масштабные проекты. Чаще это маленькие шаги, улучшающие процесс или продукт.

Людей мотивирует то, что им по силам — что они могут изменить сами. Научите сотрудников быть успешными в малых шагах — тогда ваша команда свернет самые большие горы.

Кайдзен — философия сотен маленьких улучшений в Toyota.

Может ли компания стать инновационной, не меняя подходы

Наверное, может — если повезет и все изменится каким-то чудесным образом. А если чуда не случится, то худшее, что может произойти с неготовой к инновациям компанией, — это все-таки получить финансирование и господдержку. Чем тогда оправдывать, что новое не взлетело?

Инновации нельзя купить. Они не возникают по приказу и не подключаются сами к нужным разъемам. Но хорошая новость в том, что измениться можно. Любая компания может шаг за шагом стать такой, где новое рождается, обсуждается и успешно внедряется. Главное — не ждать чудес, а сделать первый шаг.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия