РБК Компании

ЭРА-ГЛОНАСС — хватит ли чипов на всех

Поставки авто в Россию восстановлены. Смогут ли производители снабдить кнопкой SOS каждый новый автомобиль
ЭРА-ГЛОНАСС — хватит ли чипов на всех
Владимир Аношкин
Владимир Аношкин
Руководитель отдела закупок компании «АвтоСкидка»

Свой карьерный путь начал в автомобильном бизнесе в 2016 году. Работал в таких крупных компаниях, как Рольф и ПАНАВТО. Специализировался на продаже как новых, так и б/у автомобилей.

Подробнее про эксперта

Не первый год в России существует система ЭРА-ГЛОНАСС. Однако вопросы у многих автолюбителей еще возникают: «Что это? Нужно ли это мне? Сколько стоит обслуживание?». В этой статье мы дадим ответы на эти вопросы, а также разберемся, на сколько происходит наценка в автосалонах из-за чипов и хватит ли их на всех.

ЭРА-ГЛОНАСС, или кнопка SOS

ЭРА-ГЛОНАСС — это российская система экстренного оповещения и реагирования в случае аварии. По сути и по виду — кнопка «SOS», расположенная на приборной панели или около зеркала заднего вида. С ее помощью можно связаться с оператором аварийной службы, чтобы к автомобилю направили полицию, скорую помощь и/или пожарных. При тяжелых ДТП, когда пострадавшие не могут самостоятельно вызвать подмогу, «умная кнопка» срабатывает автоматически.

После активации системы оператору передается информация о том, как именно «включилась» кнопка, о координатах ТС, направлении движения в момент происшествия, типе топлива, категории и VIN-коде.

Важный момент, что связаться с диспетчером можно только в случае, если на территории аварии ловит сотовая связь. Зона покрытия «ЭРЫ-ГЛОНАСС» обеспечивается четырьмя российскими операторами связи.

Какие автомобили подключают к системе

Устройства вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) с 2017 года обязательны для всех новых транспортных средств, выпущенных в России или ввезенных в страну. Однако сроки оснащения кнопкой «SOS» неоднократно переносили, предоставляя своего рода отсрочку для автомобилистов. Последний такой перенос закончился 1 февраля 2024 года. До этого момента физические лица могли ввозить автомобили без тревожной кнопки, но должны были ей обзавестись в дальнейшем. На юрлиц и ИП это послабление не распространялось. Интересно, что правительство вновь продлило упрощенный режим ввоза автомобилей для физлиц, на этот раз до 2027-го.

На сегодняшний день установка системы обязательна также и для подержанных автомобилей, ввозимых из-за рубежа.

На новых ТС российского производства тревожная кнопка должна быть установлена еще на заводе. Если автомобиль приехал из-за рубежа по параллельному импорту, то систему установят в сертифицированной организации. За проведение всех манипуляций в таком случае отвечают юрлица и ИП. Они, как говорится, из своего кошелька должны заплатить за установку УВЭОС, чтобы в дальнейшем машину можно было продать. 

При покупке физлицом новой или б/у иномарки самостоятельно и напрямую обязанность ложится на владельца. Иначе говоря, при личном растаможивании отвечать за наличие кнопки будет тот, на кого записан автомобиль.

Чтобы установить ЭРА-ГЛОНАСС на иномарку, водителю необходимо обратиться в специализированный сервисный центр с аккредитацией АО «ГЛОНАСС».  Партнерская сеть состоит из более 90 компаний, которые официально занимаются реализацией, установкой УВЭОС на импортируемые автомобили. Для удобства рядом с таможней часто обустраивают такие сервисы. Без интеграции системы и получения СБКТС таможенная служба не выдаст паспорт ТС на автомобиль, а значит поставить машину на учет в ГИБДД будет невозможно.

Можно не устанавливать кнопку в старые автомобили, которые произвели или ввезли в страну без этого устройства, это дело добровольное.

Будет ли «SOS»-дефицит?

На сегодняшний день в госинформсистеме зарегистрировано более 10,3 млн автомобилей. Практически каждая пятая — LADA. В рамках параллельного импорта за 2023 год юридические лица и предприниматели, согласно данным оператора системы, подключили к «ЭРА-ГЛОНАСС» свыше 60 тысяч ТС европейских, японских, корейских и американских автоконцернов. Лидером за прошлый год среди таких автомобилей с тревожной кнопкой стал немецкий Volkswagen.

Установка УВЭОС на автомобили, доставляемые по параллельному импорту, практически не влияют на логистику и возможные задержки на таможне, так как закупают ТС преимущественно юрлица и ИП партиями. Приобретение кнопки и регистрация ее в системе происходит заранее для получения СБКТС, а уже после растаможки в течение пары часов на автомобиль устанавливают оборудование.

Как сообщает АО «ГЛОНАСС», с ростом параллельного импорта дефицита не предвидится, кнопок хватает на всех. Производители устройств вызова экстренных оперативных служб полностью покрывают потребности авторынка. Для исключения дефицита увеличиваются объемы производства. Например, в неделю на Дальнем Востоке изготавливается до 3 тысяч устройств для оснащения импортных автомобилией.

В течение минувшего года все логистические цепочки были отлажены, а новое оборудование помогло локализовать производство. Необходимые компоненты прошли процесс импортозамещения, сейчас в стране около 10 производителей кнопок. Также собираются и моноблоки УВЭОС для дооснащения подержанных машин, в том числе, ввозимых в РФ.

При поддержании такого же темпа производства кнопок SOS и поставок автомобилей, а также при более или менее устойчивой внешнеполитической и экономической ситуации устройств хватит на все новые и импортируемые ТС.

Так сколько же стоит установка УВЭОС? Раньше цены на рынке могли колебаться из-за нехватки чипов, но сейчас все вполне устойчиво. Розничная рекомендуемая оператором цена модуля — 32 500 рублей, добавляем цену установки — еще 10 тысяч рублей, а также тысячу за идентификацию в системе, которая нужна для подключения программ. В сумме за все действия автолюбителю придется выложить порядка 45-50 тысяч рублей, зато отсутствует абонентская плата.

Однако некоторые компании, работающие в автосфере, ранее отмечали, что установка УВЭОС обходится в 70, а-то и все 100 тысяч рублей. При этом в общей картине это не сильно влияет на итоговую стоимость реализуемого авто, которое и так стоит несколько миллионов рублей.

Установка УВЭОС за 70-100 тысяч рублей и более явное завышение стоимости установщиками, и, как заявляет оператор, на таких партнеров можно пожаловаться.

Следовательно, при покупке автомобиля из салона система уже должна быть установлена производителем или автодилером. Чтобы «отбить» затраты на тревожную кнопку, дилеры могут увеличивать стоимость автомобиля еще примерно на 100 тысяч рублей, так как платить приходится не только установщикам, но и посредникам. Наценка будет зависеть от затраченной суммы.

Вместо заключения отмечу, что тема «тревожной кнопки» по-прежнему остается покрыта пеленой по ряду моментов. Изменения в Постановлениях обычному водителю понять крайне сложно, хотя и очень нужно, а пояснения появляются редко. В любом случае надеемся, что ужесточения требований к установке этого оборудования не планируется хотя бы в ближайшие несколько лет.

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации21.11.2018
Уставной капитал10 100 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва ПОСЕЛЕНИЕ "МОСРЕНТГЕН" КМ КИЕВСКОЕ Ш 21-Й 3 СТРОЕНИЕ 1 ПОМЕЩ. CXXX, ЭТАЖ 6
ОГРН 1187746952513
ИНН / КПП 7751151574 775101001
Среднесписочная численность8 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, пос. Мосрентген, Киевское шоссе, 21-й километр, д. 3 с. 2, оф. 6.2
Телефон +78002222563