Показатели и порядок годового финансового планирования
План — это всегда предположение, но, как сказал Г. Уэллс: «Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади». Рассказываем, что учесть компаниям МСП в стратегииЭксперт по корпоративным финансам, автор деловой книги года «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя», ведущая рубрики «Финансовый советник» на Business FM Екатеринбург.
Какую доходность на вложенный капитал должен обеспечивать бизнес с учетом рисков, которые несет предприниматель? Это главный вопрос финансовой стратегии.
Разрабатывая финансовый план, необходимо оцифровать цели и ключевые показатели. Ведь финансовый план — это вектор развития компании, он задает нормативы работы всем подразделениям.
Какие показатели заложить в финансовый план?
1. Показатели прибыли. Чтобы заработать желаемую прибыль, надо четко понимать, какая у компании должна быть выручка и какие расходы она может себе позволить. Величина доходов, размер расходов, уровень наценки и рентабельности, размер чистой прибыли — ключевые показатели плана по прибыли.
2. Размер капитала или структура имущества и обязательств. Для работы бизнесу нужны деньги, которые оседают на складах, в дебиторской задолженности покупателей, в авансах, выданных поставщикам. Нужно понимать, какую отсрочку можно предоставлять, какой склад готовой продукции и материалов может иметь компания, исходя из имеющихся средств. Какой объем оборотных средств нужен бизнесу для эффективной работы, какой объем заемного капитала можно безопасно привлечь — эти величины должны быть в финансовом плане и соблюдаться.
3. Деньги. Если составлять план поступления денежных средств и план платежей, можно заранее увидеть периоды дефицита средств и своевременно начать готовиться к привлечению финансирования.
4. Инвестиции. Исходя из прибыли, которую планирует заработать бизнес, можно планировать безопасную инвестиционную нагрузку для компании.
5. Резервы. Финансовый план обязательно включает порядок создания и правила расходования финансовых резервов — они обеспечивают бизнесу платежеспособность и устойчивость.
6. И наконец, выплаты по дивидендам. На какие дивиденды может рассчитывать предприниматель, если компания выполнит поставленные перед ней планы.
Чтобы получить работающую финансовую стратегию, важно следовать основным правилам финансового планирования.
7 правил финансового планирования
1. Правило 1:3. Планирование одного финансового периода строится на анализе трех предшествующих.
2. Сопоставимость форм отчетности. Чтобы сделать правильные выводы, вы должны работать в одной системе координат. Если вы хотите использовать новые формы, или новые учетные принципы, то данные за три предшествующих периода тоже надо переложить в новый формат (см. пункт 1).
3. Определить, как планировать расходы, — по начислению или кассовым методом.
- По начислению — если у вашей организации есть дебиторская и кредиторская задолженность. В таком случае план доходов и расходов надо составлять по начислению, иначе можете получить неверное представление о финансовом результате периода и о состоянии ваших активов и пассивов.
- Кассовым методом (или по оплате) можно учитывать расходы величина которых постоянна, несущественна (например, менее 5% всех расходов), у которых совпадает день оплаты и день получения услуги.
4. Классифицировать «Прочие расходы». Чтобы расходами управлять, они должны быть классифицированы и отнесены к конкретной статье. У статьи «Прочие расходы» должно быть жесткое ограничение — не более какого-то установленного лимита от выручки или от общей величины расходов. Например, не более 3%.
Перечень статей:
- не должен быть большим,
- должен быть понятным и управляемым,
- должен быть закрытым и изменяться не чаще одного раза в год.
5. Прописать расходы по пессимистичному сценарию. Если вы не уверены, случится расход или нет, то лучше запланируйте его и прикиньте, хватит ли вам финансов. Если расхода не произойдет, то по результатам года у вас будет дополнительная прибыль, что будет являться положительным отклонением. А вот столкновение с неожиданными расходами может иметь серьезные последствия.
6. Предусмотреть три ключевые формы управленческой отчетности:
- План доходов и расходов покажет, сколько прибыли вы заработаете в следующем году;
- План движения денежных средств покажет, хватит ли вам денег на все выплаты;
- Прогнозный баланс покажет, какое состояние активов и пассивов у вас будет на конец планируемого периода, если вы заработаете столько прибыли и получите такие денежные средства.
7. Меньше деталей. Не надо расшифровывать статью «Канцтовары» на карандаши и линейки, если для вас это несущественные затраты. Поставьте акценты только на нужной информации. Мелкие подстатьи «схлопните», иначе рискуете рассеять фокус внимания и упустить важное.
План — это всегда предположение, взгляд в будущее, но, как сказал Герберт Уэллс: «Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади».
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети