Чем 2024 год запомнился логистам
Вызовы, с которым столкнулся логистический рынок в минувшем году, и которые еще откликнутся ему в 2025Юлия Шлёнская — партнер образовательного проекта «Корпоративный онлайн университет», а также ВЭД-проекта «Сбер Корус», постоянный спикер профильной логистической конференции «ВЭД. Таможня. Логистика», узкоотраслевых мероприятий. Кроме этого – эксперт РБК.Pro, «Коммерсанта» и «Ведомостей», автор колонок в журналах «Секрет Фирмы», «Сноб». Владелица и соавтор популярного телеграм-канала «Завтрак с таможней».
2024 поставил перед бизнесом разного масштаба немало новых задач со звездочкой. Для предпринимателей, занятых во внешнеэкономической деятельности и обслуживающих ее, он был сродни заплыву против течения. И вот почему.
Проблемы с оплатами в Китай
2024 начинался с первых ласточек проблем проведения платежей в Китай. Сначала сложности имели точечный характер, и большинству казалось, что те, у кого платежи не доходят до получателя, сами что-то сделали не так. Но уже к весне тенденция набрала обороты, и оказалось, что проблема носит массовый характер. Отдельно тут хочется отметить, что спасением рынка занимался малый и средний бизнес, нащупывавший цепочки непрямых платежей. Только спустя месяцы банки подключились к этим схемам, начав использовать протоптанные первопроходцами-предпринимателям тропки.
Новый эпизод нехватки контейнеров и брошенные поезда
Дефицит контейнеров, вновь начавшийся весной 2024 года, привел к удорожанию морского фрахта в 1,5-2 раза. Железная дорога встречала брошенными поездами и нарушением сроков. А в придачу рынок получил двухступенчатое повышение цен на перевозку. Альтернативы, как известно, нет, и это вынужденные расходы бизнеса. Но и этим проблемы железной дороги не исчерпываются. Дефицит железнодорожных платформ и локомотивов с каждым годом все усугубляется. В 2024 году это было особенно заметно и повлекло за собой заметное увеличение срока доставки контейнеров по железной дороге.
А в совокупности вышеназванные факторы привели к тому, что автомобильные перевозки перестали выглядеть столь авангардно и дорого. Да и Китай тем временем начал пускать к себе российских водителей.
В целом стоимость логистики перестала быть ординарной и предсказуемой. Вывод напрашивается такой: если будет очень надо, способ привезти найдется. Вопрос цены.
Продление постановления
Осенью у участников внешнеэкономической деятельности появился повод для волнений: предприниматели ожидали, продлит ли Правительство РФ постановление №353, упрощающее порядок подтверждения соответствия продукции. Полученные по упрощенному порядку документы грозились превратиться в тыкву, если постановление не будет продлено. Его продлили.
Кадровый голод
Автоматизировать, оцифровать, отдать в виртуальные руки искусственного интеллекта можно далеко не все. Это надо делать, безусловно, но это лишь одно из направлений работы. Также надо вспомнить про людей в «третьей молодости» и тех, кто еще так юн. Одним увеличением фонда оплаты труда горю не поможешь — как бы того ни хотелось соискателям. Перегретый рынок зарплат в определенной области рынка в случае радикального изменения рыночной конъюнктуры бьет не только по неоплаченным кредитам и ипотекам, но и по мозгам и самооценке. Это мы можем наблюдать на примере IT-отрасли и последних новостей о тихих массовых увольнениях.
Поэтому мне видится, что эта история «лечится» комплексно, и главный итог года в кадровой политике нашей компании — гибкость в применении разных методов.
Основной же итог 2024 года таков: 2025 будет задорным и непрогнозируемым периодом. Но мы, наша прекрасная отрасль, обязательно пройдем этот этап, оставшись победителями над тем, что как ни старалось со всех сторон нас убить, за почти 3 года сделало только сильнее.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети