РБК Компании

АФК «Система» создает инновационную среду для образования

Корпорация обновила свою цифровую образовательную платформу для молодежи и внедряет передовые технологии в процесс обучения школьников и студентов
АФК «Система» создает инновационную среду для образования
Источник изображения: Пресс-служба АФК «Система»

АФК «Система» обновила в 2025 году собственную EdTech-платформу «Лифт в будущее» для молодежи и реализует целый ряд инновационных проектов в сфере цифровой трансформации системы общего, профессионального и высшего образования в России. 

Стратегические задачи развития экономики, науки и технологий требуют приспособления образовательного процесса к актуальным требованиям государства, бизнеса и рынка труда. Цифровизация образования существенно расширяет возможности профориентации, обучения и самореализации молодежи за счет внедрения информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий, которые позволяют сделать процесс обучения школьников и студентов более эффективным и персонализированным.

На оснащение образовательных организаций современным оборудованием, внедрение цифровых сервисов и контента был направлен федеральный проект «Цифровая образовательная среда» в составе нацпроекта «Образование». В свою очередь, строительство сети современных кампусов в регионах страны, стартовавшее в рамках национального проекта «Наука и университеты» и продолжающееся как часть нового нацпроекта «Молодежь и дети», предполагает создание инновационной инфраструктуры для высшего образования и передовых исследований, комфортной жизни и деятельности студентов, преподавателей и ученых. 

Корпорация и ее активы вносят системный вклад в цифровую трансформацию системы образования в России: оснащают учебными тренажерами и мультимедийными комплексами научно-образовательные учреждения, внедряют отечественные сервисы для дистанционного обучения, реализуют концепцию «умных» кампусов, включающую набор цифровых решений для университетов. 

На сегодняшний день цифровая образовательная платформа «Лифт в будущее», которую развивает благотворительный фонд «Система», объединяет почти 450 тысяч пользователей — школьников, студентов и молодых специалистов, которым доступно свыше 110 единиц образовательного контента, включая онлайн-уроки, насчитывающие уже более 12 млн просмотров. Свыше 50 учебных заведений оснащены VR-тренажерами и мультимедиа системами, еще более 50 образовательных центров по всей стране используют учебное космическое оборудование, а порядка 200 ведущих вузов пользуются вебинарами, онлайн-досками, курсами и другими решениями для гибридного обучения. Выполнено первое внедрение цифровых сервисов в кампусе мирового уровня г. Уфы и ведется работа по проектированию цифровых сервисов кампусов второй волны.

В результате сразу два технологических актива корпорации вошли в Топ-10 игроков рынка EdTech по объему выручки от создания ИТ-решений для образования, заняв 5 и 6 места в рейтинге CNews Analytics.

Цифровой лифт для молодежи

АФК «Система» с 2020 года реализует свою флагманскую программу в сфере профориентации, обучения и самореализации молодежи на онлайн-платформе «Лифт в будущее», которая в этом году была полностью обновлена с учетом современных тенденций и темпов развития цифрового образования, запросов пользователей, интересов партнерских образовательных, научных организаций и ведущих работодателей страны из разных отраслей. 

Платформа стала более гибкой в части ИТ-составляющей, а новая структура и функционал разрабатывалась совместно с активными участниками самой программы «Лифт в будущее»: школьниками, студентами и молодыми специалистами.

«Обновленная EdTech-платформа является полноценным механизмом сопровождения молодого человека в начале его карьерного пути — от школьной скамьи к первому рабочему месту. Благодаря разделению аудитории по ролям («школьник», «студент», «молодой специалист/ ученый») система позволяет выстроить индивидуальный пользовательский маршрут, сама предложит молодому человеку наиболее па одходящие под его запросы материалы и проекты. Важным нововведением также стало выделение на платформе роли педагога, который получает доступ к методическим материалам «Лифт в будущее», позволяющим сделать профориентационную работу с учениками более сфокусированной и интерактивной», — рассказала Алевтина Ксенофонтова, руководитель Центра профориентации и наставничества в благотворительном фонде АФК «Система».

Благодаря единой точке входа и выстраиванию полного цифрового пути через онлайн-платформу можно вне зависимости от места жительства познакомиться с ведущими работодателями (принять участие в стипендиальной программе, подать заявку на стажировку или представить собственную научную разработку), а также получить доступ к образовательному контенту для личностного и профессионального развития молодежи разных возрастов (курсам, лекциям и онлайн-урокам, созданным совместно с крупными отечественными компаниями и отраслевыми экспертами). Сохраняя в личном кабинете на платформе свои достижения не только в рамках проектов корпорации, но и внешних мероприятий и конкурсов, пользователь имеет возможность сформировать собственное цифровое портфолио, которое можно будет предоставить в удобном формате будущему работодателю в дополнение к резюме.

Модернизация учебных заведений

Только за последние три года силами центра компетенций АФК «Система», который специализируется на технологических решениях для школ, вузов, учебных классов и музеев, было реализовано 20 проектов по созданию интерактивных тренажеров, мультимедийных комплексов и оснащению «под ключ» кабинетов для обучения актуальным специализациям и навыкам; поставлено передовое оборудование для более чем 10 крупных российских вузов, в числе которых: СПбГУ, РАНХиГС, РУДН, БФУ имени И. Канта, САФУ, ПГУПС и др.

АФК «Система» создает инновационную среду для образования

Так, например, у школ наиболее востребованными являются учебные кабинеты ОБЖ и медицинской подготовки, где можно проводить теоретические и практические занятия, а также оснащение классов истории и патриотического воспитания для проведения лекций, самостоятельного изучения истории и подготовки по общеобразовательным предметам. Ключевые потребности среднеспециальных заведений заключаются в оснащении учебных центров и лабораторий современными интерактивными комплексами, включая, к примеру, динамические тренажеры для обучения вождению автомобильной и спецтехники. Университеты заинтересованы в мультимедийном оборудовании лабораторий для организации научно-исследовательской деятельности, внедрении программно-аппаратных комплексов и тренажеров различного класса.

«Цифровизация важна для адаптации системы образования к требованиям современной экономики. Цифровые решения позволяют уже сегодня со школьной скамьи получить актуальные знания и навыки во многих направлениях, вовлечь молодежь в сложные темы», — отмечает Сергей Ткаченко, президент ИТ-холдинга Sitronics Group из Группы АФК «Система». По мнению эксперта, рынок EdTech будет только расти за счет технологий искусственного интеллекта.

Космические классы

АФК «Система», будучи одним из ключевых российских инвесторов в развитие космических технологий, способствует развитию аэрокосмического образования в России, обеспечивая школы и учебные центры необходимой базой для качественной подготовки нового поколения инженеров в сфере спутникостроения и других специалистов космической индустрии. Профильным активом корпорации создано решение для оснащения полноценной учебной космической лаборатории — «космокласса», включающего образовательное оборудование нового поколения, учебный комплекс дополненной реальности (AR) и методические материалы для преподавателей.

АФК «Система» создает инновационную среду для образования

В прошлом году частная космическая компания, входящая в Группу АФК «Система», разработала новый лабораторный комплекс, имитирующий лунную базу. Он предназначен для изучения школьниками 3D-моделирования, программирования, робототехники, космонавтики и биологии. Модель лунной базы включает набор модулей связи, энергоснабжения, водоснабжения, освещения, жилой модуль, оранжерею, центральный компьютер, ровер с манипулятором, станции зарядки и солнечные панели. Также предусмотрена возможность печати на 3D-принтере дополнительных элементов базы и лунного ландшафта. Управление учебным комплексом осуществляется с помощью мобильного телефона или компьютера посредством специального ПО, в котором можно создавать алгоритмы работы лунной базы, используя встроенные блоки, а также создавать свои программы на языке программирования Python.

«Учебная модель лунной базы пополнила пул решений для оснащения учебных лабораторий, школьных космоклассов, различных технологических детских организаций, школ робототехники и кванториумов. Комплекс знакомит будущих ученых и специалистов аэрокосмической отрасли с профессией и базовыми дисциплинами, максимально вовлекая в науку и космонавтику», — рассказал Владислав Иваненко, генеральный директор компании «Спутникс», входящей в Группу АФК «Система».

Линейка учебного оборудования позволяет выстроит траекторию образования, начиная с 5 класса и до вузовских программ, включает конструкторы и другие образовательные продукты для моделирования работы спутников на орбите Земли, а также межпланетный космический зонд. Учащиеся могут моделировать сложные исследовательские миссии к другим планетам с ретрансляцией данных от межпланетных аппаратов через орбитальные спутники на наземный центр управления полетами.

Умные кампусы

Корпорация разработала концепцию цифровизации университетских кампусов — от строительства и эксплуатации зданий с применением технологии информационного моделирования до организации научно-образовательного процесса. 

«Умный» кампус представляет собой многофункциональный комплекс цифровых систем управления электронными сервисами для студентов и преподавателей, мультимедийным контентом и бронированием помещений, доступом на территорию и к базам знаний, инструментами совместной работы, проектной деятельности, организации мероприятий и т.д. Такие Эти платформы и сервисы, включенные в утвержденный Министерством образования и науки РФ стандарт инновационной образовательной среды, направлены на повышение качества образования и научно-исследовательской работы, комфорта и безопасности кампусов и их резидентов. При разработке стандарта учитывался опыт реализации первых проектов по возведению кампусов мирового уровня в регионах России.

АФК «Система» создает инновационную среду для образования

В 2024 году системный интегратор из портфеля АФК «Система», реализующий масштабные ИТ-проекты для государства и бизнеса, оснастил Межвузовский студенческий кампус Евразийского научно-образовательного центра (НОЦ) в Уфе цифровыми сервисами, в числе которых ряд программно-аппаратных комплексов:

  • «Цифровая эксплуатация кампуса» — для автоматизации и обеспечения непрерывного функционирования объектов недвижимости и инженерных сетей, планирования ресурсов и оптимизации затрат;
  • «Единая информационная среда кампуса» — для управления контентом и справочной информацией, ведения номенклатуры научного оборудования и других объектов инфраструктуры кампуса, просмотра расписания академических событий и формирования мероприятий для резидентов, подачи заявок на оказание услуг;
  • «Интерактивная карта кампуса» — для ориентирования и информирования людей внутри кампуса и на прилегающих территориях.

«Наш кампус — один из лучших со всех точек зрения. Мы закладываем здесь принципы эталонного пространства для научно-образовательной деятельности и студенческого творчества», — отмечал глава Республики Башкортостан Радий Хабиров на открытии первой очереди кампуса — IQ-парка. 

На сегодняшний день также разработаны такие сервисы, как «Биржа инноваций», «Центр коллективного пользования», «Объединенное расписание», «Система личных кабинетов резидентов кампуса» с мобильным приложением, «Кампус АйДи», «Система организации мероприятий и бронирования кампуса» и многое другое. Все эти решения направлены на то, чтобы сделать образовательный процесс удобным для студентов, а университеты — центрами инноваций.

Гибридные технологии в образовании

В рамках сотрудничества Группы АФК «Система» с Российским институтом театрального искусства (ГИТИС) с 2023 года успешно реализуется формат дистанционных консультаций и прослушиваний на цифровой платформе МТС Линк. Применение цифровых технологий обеспечивает эффективное взаимодействие между педагогами и поступающими в ведущий творческий вуз и при этом существенно экономит время и средства абитуриентов, далеко не все из которых имеют возможность приехать для отбора в Москву, но могут теперь участвовать в конкурсе удаленно из любой точки страны. Также с помощью онлайн-платформы в 2024 году Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова провел День открытых дверей в дистанционном формате: почти 4 тысячи школьников из более чем 60 регионов узнали о возможностях поступления в главный вуз страны.

АФК «Система» создает инновационную среду для образования

В сотрудничестве с вузами было разработано специальное решение для набирающего все большую популярность формата обучения, когда часть студентов находится в аудитории, а часть — занимается удаленно. В такой «гибридной аудитории» все являются равноправными участниками образовательного процесса: видят преподавателя и доску, могут задавать вопросы, просматривать записи лекций и проходить тестирование. 

Российский продукт для онлайн-коммуникаций и обучения, развиваемый одним из технологических активов корпорации, признали ИТ-лидером в цифровизации образования на форуме Kazan Digital Week 2024, где было объявлено о внедрении цифровой платформы в Казанском национальном исследовательском техническом университете имени А.Н. Туполева. Дистанционными сервисами пользуются и другие ведущие вузы как Татарстана (Казанский федеральный университет, Университет Иннополис и Казанский государственный медицинский университет), так и еще целого ряда регионов РФ. Благодаря интеграции ИТ-сервиса с национальной платформой «Открытое образование», на которой размещено более 1000 онлайн-курсов по базовым дисциплинам, университеты получили возможность включать в свои курсы модули с вебинарами и практическими онлайн-занятиями, предполагающими взаимодействие преподавателя и студента.

Источники изображений:

Пресс-служба АФК «Система»

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации16.07.1993
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Арбат, ул. Моховая, д. 13стр1
ОГРН 1027700003891
ИНН / КПП 7703104630 770301001

Контакты

Адрес 125009, Россия, г. Москва, ул. Моховая, д. 13
Телефон +74957370101
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия