Вложения и отдача: как распоряжаться прибылью на разных этапах бизнеса
Разбираем вопросы, волнующие всех бизнесменов: выводить средства на личные нужды или инвестировать? И если вкладывать, то куда, когда и в каких пропорцияхБолее 19 лет в digital, имеет огромный опыт в темах инвестирования и управления командами, спикер масштабных мероприятий
Перед собственником любой компании всегда появляется вопрос: как распорядиться прибылью? Вкладываться в дальнейший рост или выводить на личные расходы, в каких пропорциях и на каких этапах развития — вот в чем стоит разобраться вместе с Кириллом Самойловым, генеральным директором и совладельца ArrowMedia.
Конечно, все зависит от самого бизнеса, целей предпринимателя и количества лет на рынке, но в любом случае доля прибыли на рост и развитие должна выделяться. Она может быть разной: на первых этапах — превалирующей, при которой собственнику лучше обойтись минимальной зарплатой, а все-все вкладывать в бизнес. Безусловно, при удачном стечении обстоятельств такой подход приведет к максимальному росту: долгосрочные вложения тогда помогут отвоевать существенную долю рынка и стать ключевым игроком. Кажется, все просто: чем больше вкладываешь, тем больше прибыли можешь получить в будущем. Но управление бизнесом — это искусство, где необходимо принимать сложные решения из зон неопределенности, постоянно сверяться с рынком и планировать на пару шагов вперед.
Вложения в свой бизнес — это вложения с самыми высокими рисками. При его росте увеличивается ценность каждого следующего решения, поскольку ставка возрастает. Условно, у инвестиций в миллион или сто миллионов рублей будут разные последствия в случае ошибки. В принципе, к принятию решений на любом этапе необходимо относиться критически, даже если ранее они были только верными. Нет никаких гарантий, что каждое последующее будет такое же успешное и гарантирует успех в будущем. На определенном этапе есть смысл часть зарабатываемых денег вложить в другие инвестиционные форматы помимо собственной компании. Еще у русских купцов было такое правило, что 40% от своей прибыли они «вытаскивали» и вкладывали во что-то другое. Кроме этого, в любом бизнесе всегда наступает ситуация, когда каждый дополнительно вложенный рубль начинает приносить все меньше прибыли, в экономике это называется «предельная полезность». Смысл в том, что на определенном этапе вы 100 рублей вложили, заработали столько же. Дальше 100 рублей вложили, заработали на них уже 80, потом 60, и в какой-то момент уже бессмысленно вкладывать, потому что нового заработка нет.
Существует много разных подходов к оценке капитализации компании. Один из них определяется как сумма выплаченных дисконтированных дивидендов. Если ежегодно акционер получает дивиденды, допустим, в миллион, то каждый год эта же выплата будет меньше на инфляцию из-за того, что деньги дешевеют. Вообще компания платит дивиденды не всегда. Пока она растет быстрее, чем средние показатели рынка, от нее акционеры не ждут выплат. После, когда темпы роста начинают замедляться, без систематический отчислений большого смысла владеть компанией нет, поэтому прибыль начинает распределяться среди акционеров. Есть и исключения, например, бизнес, который долго не платит дивиденды, оставляя всю прибыль для покупки других компаний или внедрения в команду более мощных сотрудников. Результативность такого подхода необходимо рассматривать отдельно в каждом случае.
Предприниматели, заняв свою топовую позицию в нише, понимают, что дальше расти такими темпами и вкладываться только в рост просто не имеет смысла. Но если совсем прекратить инвестировать в будущее компании, то она будет терять позиции, а ее прибыль со временем уменьшится.
На что же ориентироваться при определении доли инвестиций в рост? Здесь нет однозначного ответа, поскольку финансово-экономические вещи — это не математика, где можно доказать теорему, определить одно верное решение и следовать ему. Очень многое будет зависеть от состояния рынка. Условно, пока он сильно растет, имеет смысл вкладывать в бизнес, чтобы занять большую долю. Но если динамика рынка замедляется, то сразу увеличивается конкуренция, поскольку компании уже привыкли расти хорошими темпами, что приводит к снижению маржинальности. Поэтому один из факторов, на который стоит ориентироваться при выборе доли в рост — динамика рынка. Второй — это мотивация собственника. Представим, что он принимает абсолютно правильные решения с точки зрения бизнеса и наращивает его прибыльность. В то же самое время давно мечтает о новой машине, но не покупает, потому что все инвестирует. У собственника может сильно снизиться мотивация, так как правильные точки зрения бизнеса действия не дают реализовать свои мечты, а это не исключает гораздо большие потери в бизнесе, чем разовая крупная покупка. Хотя, конечно, гораздо более опасна обратная ситуация — когда, следуя своим сиюминутным желаниям, собственник вынимает оборотные средства из бизнеса на личные цели. Третий аспект — это тип бизнеса. Например, в сфере услуг нет ни активов, ни необходимости в массовой закупке товаров, открытии дополнительного производства и точек продаж, а у торгового бизнеса, наоборот, вопроса, что делать с прибылью, не стоит. Там мы говорим о постоянных кредитах для расширения ассортимента, на все нужны инвестиции.
Вкладывать все имеющиеся денежные ресурсы только в свой бизнес, какой-то один инвестиционный формат или «выстрелившее» направление довольно рискованно. Грамотный подход, которые используют многие успешные предприниматели, динамическое распределение прибыли в рост на разных этапах развития бизнеса и создании системы дополнительного заработка, используя различные активы.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты