Как система делает бизнес сильнее
Система — это одновременно и душа бизнеса, без которой он чахнет, и компас правильного развития компании. Зачем она нужна и с каких шагов начать ее внедрятьМульти предприниматель с опытом в ритейле, IT и производстве 16 лет. Трекер, ментор: свыше 2000 часов частного консультирования бизнесов и бизнесменов. Преподаватель ВШЭ, Института Бизнеса и Дизайна.
Недостаточно запустить бизнес, необходимо удержать его на плаву и отстоять в конкурентной борьбе. Как предприниматель, вы столкнетесь с тем, что:
- Объемы задач всегда превышают ваши силы и свободные часы на их решение.
- Количество не закрытых функций по мере роста компании возрастает.
- Вопросов становится все больше, а вы, внезапно, не имеете трех голов, чтобы за всех подумать.
- И все быстро, срочно и вчера.
Развитие необходимо, но одному человеку точно не успеть. Что делать?
Для начала принять как аксиому, что бизнес — это всегда система.
Взгляните сами:
- На самом верхнем уровне вы придумали алгоритм решения какой-то клиентской проблемы и продаете его клиентам. Система? Однозначно.
Спускаемся ниже:
- У вас есть процессы производства, продажи и стратегия маркетинга. Они также являются ясными логическими системами.
Еще ниже лежат «бытовые» системы:
- Регламенты сотрудников, чек-листы, любые блок-схемы решения повседневных задач.
Когда у вас есть алгоритм, вы можете поделить его реализацию на несколько частей-функций и распределить их между сотрудниками. Так появляются функциональные профили и наборы ролей в компании.
Для чего вам это нужно
Для того чтобы вы корректно распределили и закрепили по сотрудникам все необходимые роли и функции. Любой инструмент, а люди в системе бизнеса тоже являются инструментами, имеет свои ограничения и оптимальные условия применения. Недостаточное, избыточное или не профильное использование своих «инструментов» ведет к тому, что ваш бизнес получит проблему на месте проваленной роли или функции.
У нас есть первый вывод: обязательно нужно разобраться в действующих алгоритмах (или выявить их, если они не очевидны) и ни в коем случае нельзя действовать в одиночку. Из одного сильного предпринимателя вы порветесь на много-много крошечных предпринимателей на грани выгорания. Компания от этого, поверьте, не выиграет.
Помните и о том, что бизнес, повисший на одном человеке, не интересен инвестору.
Для него он:
- Ограничен.
- Слабо масштабируем.
- Рискован.
- Вложенные инвестиции с большой вероятностью не принесут нужной отдачи.
По сути системность — старый добрый, забытый навык умения масштабировать.
Бизнес должен расти. Незнакомые задачи должны становиться отработанными, привычными, эволюционировать в маленькие алгоритмы и встраиваться в более крупные. Только в этом случае мы сможем привлекать больше новых клиентов, уменьшать расходы на бизнес. Все это — часть большой задачи по удержанию на плаву и победе над конкурентами. Так мы постепенно наращиваем нашу текущую и будущую прибыль, делая бизнес инвестиционно-привлекательным.
На этом моменте часто появляется возражение: «Я не найду настолько крутых сотрудников, чтобы им все передать». Иногда добавляется: «Они все равно не справятся».
Вспоминаем: что должен делать предприниматель?
Какие его основные функции?
- Видеть клиентов, конкурентов, тренды.
- Быстро обучаться, впитывать новое — никогда не предскажешь, откуда к вам придет прорывная идея.
- Создавать и менять систему — образ компании для клиентов или сотрудников, миссию, модель бизнеса, инновационное развитие.
- Коммуницировать — со всеми. С клиентами, поставщиками, сотрудниками.
Это — истинные навыки, за которые нам, как основателям бизнеса, как евангелистам и визионерам платит инвестор и наша собственная компания. Не за то, чтобы вы могли эффективнее своего финансиста свести P&L. Вы занимаетесь не своим делом, если застряли в операционке.
Когда вы не успеваете выполнять функции основателя, то снова обратитесь к принципам системы:
- Найти все, что повторяется.
- Систематизировать.
- Описать.
- Передать сотрудникам.
Если сотрудник делает работу в два раза медленнее и в полтора раза хуже, но при этом достаточно качественно, чтобы бизнес функционировал, — отлично, задачу можно передавать насовсем. Если при этом время сотрудника стоит в 5–10 раз дешевле вашего, то вообще великолепно. Компания сразу выигрывает в деньгах, а вы можете сосредоточиться на более важных задачах.
Отсюда второй вывод — нам нужна системность, чтобы собрать простые алгоритмы и передать задачи сотрудникам или сторонним исполнителям.
Две основные опоры здесь:
- Что делать. Через организаторы задач и масштабные, подробные документы с техническими заданиями, просто сообщения в мессенджерах или письма на почту.
- Как делать. Личная коммуникация и корпоративная культура.
Если с постановкой задач все понятно: не поставил, не проконтролировал — ничего не произошло, то исключив из системы коммуникацию, вы быстро придете к «итальянской забастовке».
При передаче важно объяснить людям смысл и выгоду системы и научить пользоваться ее отдельными элементами. Учтите личные особенности человека, который принимает от вас алгоритм действий:
- Умение (или неумение) пользоваться шаблоном.
- Способность понять или изменить его.
- Умение видеть связи и проектировать шаблоны.
- Умение дирижировать динамическими шаблонами.
Понимая, кто на что способен из этого списка, вы сможете рационально передать свои знания. Многим весь объем и не понадобится.
Последняя польза системы, о которой мы поговорим в этой статье, — в управлении рисками.
Среди бегунов есть присказка: «В любой непонятной ситуации иди бегать».
На самом деле эта фраза про системность и про стандарты решения проблемных ситуаций. Неожиданные события, внезапные новые вводные всегда случаются и приносят дискомфорт бизнесу. Если вы разработаете универсальный подход на любой случай, вашим сотрудникам удастся быстро проскочить стадию ступора и начать действовать в сторону стабилизации.
Да, конечно, системный подход в бизнес-процессах не панацея. Но при всей своей простоте и универсальности он станет трамплином к выдающимся результатам и, как минимум, убережет ваш бизнес от большинства типичных провалов и значимых потерь.
Систематизируйте и процветайте!
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети