РБК Компании

Как иностранный бизнес возвращается в Россию

За последние несколько лет на российских и международных рынках произошло множество изменений, прямо повлиявших на работу иностранных компаний
work place

В начале 2022 года крупные иностранные компании заявили о своем уходе с российского рынка в связи с невозможностью работы в условиях санкций. Однако к концу того же года лишь 8,5% компаний от общего числа удалось полностью покинуть страну. Остальные компании только приостановили свои функции либо ушли частично. 

Например, компания PepsiCo заявила об уходе с рынка в марте 2022 года, но продолжала выпускать продукцию вплоть до августа. Ушла ли она с рынка полностью или все еще выпускает продукцию – сказать сложно, но в отчетах компании Россия все еще занимает первые позиции по продажам продукции.

Самое большое количество компаний, покинувших рынок, принадлежат США и Японии. Намного меньший процент составляют компании стран Евросоюза. Несмотря на заявления большого количества компаний из разных точек мира об остановке работы, огромный процент все еще представлен в России. Те компании, которые все же ушли, оставили за собой право вернуться.

На момент 2023 года Россия активно возвращает свою экономическую стабильность, чтобы позволить компаниям – иностранным и внутренним – развиваться. Различные сферы бизнеса снова начинают набирать популярность у иностранных инвесторов, а некоторые ушедшие компании все чаще думают о возвращении. Несмотря на происходящее в последние несколько лет, мировая экономика стала все более глобализированной, и иностранные инвесторы и предприниматели все чаще обращают свое внимание на Россию даже в сложных условиях санкций и запретов.

Причины для возвращения для иностранных компаний, а также для прихода новых иностранных инвесторов на российский рынок следующие:

·       Улучшение политической и экономической ситуации. Так, Правительство России предприняло шаги для создания более предсказуемой и стабильной бизнес-среды, что способствует росту доверия со стороны иностранных компаний.

·       Большой внутренний рынок. Россия обладает огромным внутренним рынком – население страны составляет более 146 миллионов человек. Этот фактор представляет значительный потенциал для иностранных компаний, они стремятся использовать эту возможность для расширения своих бизнес-активностей и увеличения клиентской базы.

·        Развивающийся технологический сектор. Активное развитие технологического сектора привлекает инвестиции в высокотехнологичные индустрии. Иностранные компании, особенно в сферах технологий, биотехнологий и искусственного интеллекта, находят здесь перспективные возможности для инвестирования и развития своих продуктов и услуг.

·        Инвестиционные стимулы. За последний год выросло количество стимулов и предложений для тех, кто планирует и хочет открыть бизнес в России. На данный момент существуют налоговые льготы, для работы открываются специальные зоны экономического развития и создаются другие преимущества, которые могут привлечь в страну больше иностранных компаний.

·        Устранение проблем с логистикой. Многие компании ушли из России из-за проблем с поставкой продукции – санкции сильно повлияли на процесс отправки грузов в страну, вплоть до полного запрета. В 2022 году возможности быстро устранить проблему не было, однако сейчас активно используется параллельный импорт, что позволит компаниям снова работать в стране без трудностей.

Иностранный бизнес в условиях санкций возвращается на рынок России через следующие механизмы:

1.Опцион на выкуп акций/долей в будущем. 

Так, например, компания Inditex, несмотря на продажу своего российского бизнеса, оставила за собой право позже выкупить полный пакет акций. Это говорит о том, что компания все еще планирует вернуться и не собирается терять большое количество потенциальных покупателей. И Inditex не единственная компания, которая поступила подобным образом. Множество компаний в самых разных сферах продали бизнес «дружественным» странам России с возможностью выкупа 100% акций обратно и дальнейшего возобновления работы. 

2. Открытие филиалов. 

На данный момент основным способом возвращения в страну иностранного бизнеса является открытие филиалов под другим названием и открытие юридического лица в другой стране. Это позволит тем компаниям, которые ушли из страны в связи с жесткими санкциями, вернуться без особых проблем со стороны экономики и политики. Открытие точек под другими названиями позволит остаться на рынке, но при этом не рисковать товарным знаком и именем, потому что в России они будут другими.

Также для некоторых иностранных компаний было введено внешнее управление – они перешли под государственное руководство. Это возможность для них взять время на раздумья об уходе с рынка без потери самого бизнеса.

И все же часть компаний ушла с российского рынка практически безвозвратно – они окончательно продали акции другим компаниям без дальнейшего права выкупа в течение какого-то времени. Например, компания Lush закрыта окончательно. Они ушли с российского рынка из-за проблем с логистикой и невозможностью прямо торговать продукцией в России через свои площадки. Бренд Oomph, открывшийся на месте Lush, не имеет к нему никакого отношения. Бренд IKEA, ушедший почти сразу после объявления первых санкций, и вовсе не имеет никакой замены в России.

Внутренние проблемы, с которыми иностранные компании могут столкнуться при возвращении, довольно сложны. За этот год было внесено довольное большое количество изменений, связанных с документами и требованиям. Среди сложностей для возвращения можно выделить следующие:

·       Бюрократические процедуры. Несмотря на улучшение бизнес-среды, некоторые бюрократические процедуры в России все еще могут быть сложными и занимать много времени. Цифровизация упростила возможность подачи документов – теперь доступна отправка в электронном варианте. И все же довольно часто необходимо предоставлять оригиналы, что сложно сделать, не находясь в стране.

·       Геополитические риски. В настоящее время ситуацию, хоть и более-менее нормализовалась, все еще сложно назвать простой. Проблемы будут возникать по мере принятия новых санкций, и на их решение потребуется время. Возвращение на российский рынок требует от компаний понимания некоторой неопределенности – сложно точно сказать, как ситуация будет развиваться дальше. Несмотря на параллельный импорт, все еще существуют риски проблем с логистикой и поставками.

И все же даже потенциальная возможность возвращения иностранного бизнеса в Россию отражает улучшение бизнес-климата. Несмотря на все еще напряженную международную ситуацию, Россия снова становится привлекательным рынком для иностранных компаний, особенно для компаний из стран Востока. Они стремятся по максимуму расширить свои рынки и воспользоваться перспективами экономического роста и развития. Хотя дальнейшие события сложно поддаются прогнозу, для создания иностранного бизнеса «с нуля» и возвращения на внутренний рынок старых компаний с каждым днем становится все больше и больше предложений.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации10.09.2019
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес ГОРОД МОСКВА НАБ. ПРЕСНЕНСКАЯ Д. 6 СТР. 2 ЭТАЖ 8 ОФИС 29
ОГРН 1197746552530
ИНН / КПП 9703001452 770301001
Среднесписочная численность2 сотрудника

Контакты

Адрес 123112, Россия, г. Москва, наб. Пресненская, д. 6, стр. 2
Телефон +79671706830

Социальные сети