Как создать коммуникационную стратегию, которая будет работать
В чем особенности коммуникационной стратегии, какие исследования необходимо провести для ее создания и как понять, что ее пора корректироватьЗадача:
Составляющие коммуникационной стратегии как отражение состояния компании, соответствие задачам бизнеса и помощь в решении его проблем.
Причина:
Коммуникационная стратегия и исследования, которые проводят для ее создания, позволяют комплексно оценить положение компании или бренда в медиапространстве и определить отличия от конкурентов. Компания в итоге будет иметь план интегрированных коммуникационных активностей, максимально направленных на достижение ее бизнес-целей, и показатели для оценки эффективности проделанной работы.
В статье мы будем говорить не о PR-стратегии, не медиастратегии, а именно о коммуникационной. Активности компаний сегодня все чаще реализуются как интегрированные и включают разные методы взаимодействия с целевыми аудиториями.
Коммуникационную стратегию можно сравнить, например, с комодом, в котором много ящиков. В одном упакована digital-стратегия — план работы с digital-каналами, в другом лежит контент-стратегия, где прописаны tone of voice, контент, темы внутренних и внешних коммуникаций, в третьей — медиастратегия и т. д. Детализированные цели, планы действий, KPI разложены в этих «ящиках» как элементы большого конструктора — комстратегии.
Составляющие коммуникационной стратегии
Любая коммуникационная стратегия всегда привязана к бизнес-целям, и наполнение ее зависит от конкретной ситуации, в которой находится компания: будь то вывод на рынок нового продукта или ребрендинг. Тем не менее, можно говорить о ее общей структуре.
1. Коммуникационный SWOT-анализ рынка. Он помогает выяснить свободные ниши и варианты отстройки от конкурентов. Полученные инсайты становятся фундаментом для big idea и разработки последующего позиционирования.
SWOT-анализ включает:
- сильные стороны (Strengths)
- слабые стороны (Weaknesses)
- угрозы (Threats)
- возможности (Opportunities)
2. Ключевые сообщения (key messages). Это емкие фразы, которые в сжатом виде объясняют целевым аудиториям, про что этот бренд, компания или персона, какую пользу несет, каких принципов придерживается и т. д. Они отображаются в генеральном слогане, расшифровывают центральную PR-идею кампании и транслируются в большинстве инициированных текстов в медиа.
3. Целевые аудитории. В расчет берутся не только потребители, но и сотрудники, акционеры, представители СМИ, госорганов и прочие стейкхолдеры.
4. Опыт конкурентов в PR-поле. Здесь требуется определить, какие методы и элементы продвижения они используют, какие коммуникационные каналы для передачи key messages выбирают. Отбираются успешные примеры, которые будут адаптированы под задачи компании, и разделяются по каналам коммуникации, в т. ч. по PESO-модели для социальных медиа.
PESO-модель для контента в соцсетях:
- Paid (оплаченный контент) — то, что бренд рекламирует и продвигает платно,
- Earned и Shared (стихийный контент) — то, что пишут о бренде пользователи соцсетей (UGC),
- Owned (собственный контент) — официальные страницы бренда в социальных сетях и контент на этих страницах.
5. Прорабатывается предварительный план активностей с учетом имеющихся ресурсов и бюджета. Этот блок коммуникационной стратегии может корректироваться в течение всего срока ее реализации в зависимости от внешних изменений и тактических шагов, предпринимаемых компанией.
6. Формируется карта потенциальных рисков и разрабатывается антикризисный план.
7. KPI. Устанавливаются ключевые показатели эффективности, которые позволят измерить промежуточный и итоговый результаты реализации стратегии.
Итак, разработка коммуникационной стратегии включает:
- Анализ рынка, SWOT-анализ, инсайты,
- Ключевые сообщения,
- Ключевые целевые аудитории,
- Основные каналы коммуникации,
- План активностей,
- Карту рисков и антикризисный план,
- Коммуникационные цели и систему KPI.
Какие исследования нужны для разработки комстратегии
Поговорим детальнее про аналитику и исследования, предваряющие разработку любой коммуникационной стратегии. Исследования подбираются под ее задачи и в целом исходя из определенных бизнес-задач, которые стоят перед компанией.
Для того чтобы было от чего оттолкнуться в самом начале, проводят разведывательные и поисковые исследования. Они помогут определить контент, идеи и инсайты — ту суть, которая будет отражать стратегию.
Разведывательные исследования позволяют прощупать аудиторию и собрать гипотезы, небольшой срез рынка, чтобы сделать дальнейшие шаги более эффективными и точечными. К поисковым можно отнести глубинные интервью, анализ эмоциональной речи спикеров — то, что позволяет заглянуть чуть глубже и выявить те самые инсайты.
Одно из основных комплексных исследований для составления коммуникационной стратегии — репутационный аудит. Инструмент позволяет оценить результат PR- и маркетинговой коммуникации и определить, как целевая аудитория воспринимает и насколько верно расшифровывает ключевые сообщения, которые транслирует компания.
Еще одним исследованием может стать реконструкция коммуникационной стратегии. Ее используют, когда нужно провести ретроспективный (его также называют архивным) медиаанализ — изучить за какой-либо период информационное поле и появление в нем упоминаний компании и конкурентов. Это позволяет определить стратегии конкурентов, посмотреть, где они были успешны, и, возможно, в чем-то сориентироваться на них или, наоборот, отстроиться.
Мониторинг медиа и анализ информационного поля также могут быть полезными для сбора необходимой информации при подготовке коммуникационной стратегии.
В каких ситуациях стратегию можно и нужно корректировать
- Смена целей бизнеса. Например, ориентация на внутренний рынок вместо международного или переход на госконтракты вместо частных заказов.
- Смена медиаландшафта: появление или существенный рост популярности определенных каналов коммуникации (соцсети), отдельных платформ (Telegram), развитие блогинга и сотрудничество с инфлюенсерами.
- Изменение потребительского поведения. Один из недавних примеров — пандемия, которая активизировала онлайн-форматы в самых разных сферах, от продажи товаров до обучения.
- Сами KPI стали нерелевантны, то есть данные должны отражать актуальное положение вещей. Поэтому нужно регулярно (раз в месяц, квартал, год) проверять показатели и при необходимости менять их целевые значения в стратегии. За это время компания может поменять свою бизнес-задачу (цель), что может привести, например, к необходимости сократить число KPI, на которые стоит ориентироваться.
- Данные, заложенные в стратегию, стало невозможно получить. Может случиться так, что информационно-аналитические базы данных стали недоступны. Тогда KPI придется пересмотреть заново.
И в заключение напомним: единственное, что делает коммуникационную стратегию эффективной — соответствие задачам бизнеса и решение его проблем. На всех этапах разработки этого документа и его корректировке - это главный ориентир.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты