РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
Главная Digital Agency 16 октября 2023

Digital Agency рассказали об опыте внедрения low-code в госсекторе

«Low-code где возможно, code где нужно», — Digital Agency поделились основными трендами внедрения low-code в организациях госсектора
Digital Agency рассказали об опыте внедрения low-code в госсекторе

Специалистам Digital Agency удалось пообщаться с участниками конференции CNews «Low-code: как быстро создавать приложения», которая состоялась 10 октября 2023 года. Представители организаций государственного сектора поделились опытом внедрения российских low-code платформ. В данной статье мы собрали ключевые выводы спикеров, а также а топ-5 наиболее популярных заблуждений в отношении использования low-code.

Зачем государству low-code?

Согласно презентованному исследованию фонда «Сколково», сегодня возможности масштабирования приложений, разработанных на базе low-code платформ, выходят далеко за рамки уровня пилотных внедрений. Постепенный переход крупных российских компаний на отечественные low-code решения подтверждает возможность работы данных решений на архитектуре уровня «Enterprise».

По данных отчета PEX Network 49% компаний готовы инвестировать во внедрение low-code. Для сравнения в 2022 году таких компаний было всего 23%. Если чуть более внимательно посмотреть на цифры, то можно заменить, что 31% опрошенных уже используют low-code / no-code платформы.

Для частного сектора использование low-code платформ — общепринятая практика. Выгоды от использования данного класса программного обеспечения очевидны:

  • сокращение «time to market»
  • снижение расходов на разработку и поддержу
  • активное вовлечение бизнес-заказчиков в процесс создания продукта

Однако в государственном секторе дела обстоят иначе. Нам удалось отыскать всего несколько кейсов разработки систем на базе low-code платформ. Среди них:

  • Минцифры России (единая электронная система досудебного обжалования, Naumen)
  • МИД России (единое окно подачи обращений сотрудников, Comindware)
  • Минстрой России (система обеспечения градостроительной деятельности, Visary)
  • Федеральное казначейство (Service Desk, Naumen)
  • Федеральное агентство водных ресурсов (система бюджетного планирования, Comindware)
Digital Agency рассказали об опыте внедрения low-code в госсекторе

Миф №1. Не подходит для крупных проектов

В октябре 2023 Naumen публиковали результаты опроса 42 организаций, относящихся к крупному бизнесу. Из них 70% используют low-code. На базе low-code создаются финансовые системы, банковские приложения, CRM, ERP, ITSM системы и многие другие.

Сегодня большинство платформ могут похвастаться достаточно богатой функциональностью: конструкторы экранных форм с неограниченными возможностями, инструменты настройки сложных ролевых моделей, исполняемые процессы, инструменты настройки обмена сообщениями с внешними системами, сервисы мониторинга работоспособности и контроля версии, инструменты для организации DevOps, CI / CD и пр.

Более того растут показатели производительности low-code платформ. Например, Comindware в минимальной конфигурации выдерживает нагрузку в 1 млн экземпляров процессов в сутки, генерируемых 10 000 пользователей.

Миф №2. Ограниченные возможности кастомизации

Очевидно, что услуги дизайнера не потребуются при создании приложений на базе low-code. Необходимо понимать, что, приступая к созданию приложения, на старте вы уже будете иметь готовые веб и мобильные интерфейсы. Как правило, базовых настроек достаточно для оформления будущего приложения в соответствии с брендбуком организации.

Возможности адаптации внешнего вида создаваемых приложений достаточно широкие: настройка цветовой палитры, шрифтов, графических элементов, пользовательская верстка интерфейсных блоков, адаптация навигационного меню, разработка уникальных рабочих столов и дашбордов для визуализации данных на интерактивных графиках и диаграммах.

В то же время в подавляющем большинстве случаев в приоритете у бизнеса не визуальная привлекательность, а функциональность приложения. Как раз последнее и является сильной стороной современных low-code решений. Собрать функциональность можно как за счет переиспользования готовых сервисов, так и настройки собственных.

Вместе с тем, ведущие игроки на рынке имеют готовые API, интеграционные адаптеры. Фактические low-code платформы — не закрытые коробочные решения, а инструменты, которые встраиваются и оркестрируют уже существующие решения / фрагменты решений.

Миф №3. Проблемы с постановкой на баланс и оформлением интеллектуальных прав

Приобретение заказчиком лицензий на low-code платформу не сопровождается передачей исключительных прав. Правообладателем остается вендор — разработчик программного обеспечения. Соответственно лицензия на low-code платформу — это «Право пользования активом», которое отражается госорганизацией на 111 счете бюджетного учета.

Однако приложения, разработанные на базе low-code платформы — интеллектуальная собственность заказчика. Организация может произвести государственную регистрацию разработанного сервиса в качестве программы для ЭВМ в Роспатенте и внести сведения в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД. В этом случае целесообразно рассматривать затраты на разработку данного приложения как «Вложения в нефинансовые активы» и учитывать на 106 счете. После ввода в эксплуатацию новое приложение встанет на 102 счет как «Нематериальный актив».

Миф №4. Зависимость от внешних подрядчиков

С формальной точки зрения, возможно всего 2 варианта разработки приложений, систем, сервисов: создание объекта своими силами (in-house разработка) или привлечение внешних подрядчиков (аутсорсинг разработки). Зависимость от внешних подрядчиков, как правило, возникает, если большая часть задач передается на аутсорс.

Не зависимо от выбранной технологической базы (low-code платформа или написание кода с нуля), процесс создания и развития систем регламентирован Постановлением Правительства РФ от 06.07.2015 № 676, ГОСТ 34: подготовка техзадания, разработка функциональности, разработка технической и рабочей документации, пусконаладка, предварительные испытания, опытная эксплуатация и приемочные испытания. Соответственно заказчик может либо пройти этот путь самостоятельно, набрав в штат разработчиков и полностью контролируя каждый шаг изнутри, либо передать часть задач внешнему исполнителю, доверившись его компетенциям.

Миф №5. In-house разработка — дорого

Стоимость разработки приложения обычно складывается из следующих параметров: фонд оплаты труда, страховые взносы, рабочие места команды проекта, аренда, закупка оборудования и специализированного ПО, обучение. При прочих равных условиях создание сервиса своими силами или с привлечением внешнего исполнителя должна быть одинакова. Вопрос лишь в готовности заказчика взять на себя ответственность за администрирование проекта, управление командной разработки и конечный результат.

Digital Agency рассказали об опыте внедрения low-code в госсекторе

Выводы

В завершении стоит отметить, что разработка на базе low-code действительно имеет свою специфику. Однако опыт внедрения low-code решений, которым поделились участники конференции, свидетельствует о том, что преимущества от внедрения данного класса систем в долгосрочной перспективе полностью покрывают возникающие на первых этапах организационные трудности.

Экономия финансовых ресурсов, сокращение сроков разработки и повышение востребованности сервисов конечными пользователями — ключевые преимущества low-code.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации14.06.2023
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Отрадное, пр-д Нововладыкинский, д. 1 к. 2, помещ. 31/2
ОГРН 1237700407702
ИНН / КПП 9715453291 771501001

Контакты

Адрес 127018, Россия, г. Москва, ул. Образцова, д. 31, с. 4
Телефон +79932843266

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия