Случайности не случайны: как защититься от двойников
Правовые аспекты защиты интеллектуальной собственности, методы обнаружения и удаления двойников. Рассказываем, как предотвратить их появление в будущемАктивный участник различных адвокатских форумов и конференций, обучений и повышения квалификации
Каждая компания стремится оформить и защитить свой бренд. Защита бренда обеспечивается через его регистрацию в Роспатенте в качестве товарного знака. При этом далеко не каждый бренд может получить положительное решение и быть зарегистрирован в качестве товарного знака. Это вызвано рядом требований, которым должен соответствовать будущий товарный знак. Так, например, бренд не зарегистрируют, если он тождественен или сходен со знаком, ранее поданным на регистрацию либо уже зарегистрированным, по однородным товарам и услугам и т.д.
Соответствие бренда установленным требованиям проверяется экспертами Роспатента на стадии экспертизы заявленного обозначения. При этом при регистрации эксперты Роспатента самостоятельно не проверяют сходства знака с наименованиями действующих компаний. Однако если коммерческая компания заметит, что ее фирменное наименование используется в чужом обозначении, она имеет право заявить об этом. Законодатель под фирменным наименованием понимает наименование коммерческой организации, которое зафиксировано в Едином государственном реестре юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ).
Обнаружение двойника
Узнать о наличии поданной заявки или о зарегистрированном товарном знаке, в которых используется фирменное наименование другой компании, можно через официальный сайт ФИПС (подведомственную организацию Роспатента) и сервисы Роспатента.
Как ни парадоксально, но зачастую компания, чье фирменное наименование используется, узнает об этом от самого обладателя товарного знака через получение от него претензии о незаконном использовании товарного знака.
Защита наименования в Роспатенте
Предпринимаемые действия правообладателя фирменного наименования зависят от стадии: находится ли обозначение на регистрации или уже зарегистрировано.
Так, если обозначение еще находится на рассмотрении Роспатента и по нему не принято решение по экспертизе заявленного обозначения (одна из стадий регистрации), правообладатель имеет право подать обращение в Роспатент. Эксперт Роспатента обязан учитывать обращение при принятии решения.
Если же регистрация уже состоялась, то в таком случае правообладатель подает возражение в Палату по патентным спорам на «аннулирование» знака. Палата по патентным спорам назначает заседание и по итогам выносит решение с заключением.
Условия «аннулирования»
Наличие сходства только с фирменным наименованием не является основанием для «отмены» знака. Есть еще ряд обстоятельств, которые учитывает Роспатент при принятии решения.
Так, для того чтобы «аннулировать» товарный знак по этому основанию, компании необходимо доказать, что:
- право на фирменное наименование возникло у нее ранее даты приоритета товарного знака. Под датой приоритета понимается дата, по которой определяется первенство товарных знаков. Дату возникновения фирменного наименования можно узнать из данных ЕГРЮЛ, дату приоритета товарного знака — из Государственного реестра товарных знаков. Оба реестра находятся в публичном доступе;
- наличие тождества или сходства до степени смешения фирменного наименования (его отдельных элементов) и спорного товарного знака. Обозначения считаются тождественными, если они полностью совпадают. Схожим же признается обозначение, если оно в целом ассоциируется с другим, несмотря на некоторые отличия, сходство обозначений определяется с учетом специальных правил;
- ее деятельность, реально осуществляемая под фирменным наименованием, однородна товарам и услугам, приведенным в перечне оспариваемого товарного знака. Однородность определяется через возможность потребителя отнести товары/услуги к одному производителю. Соотносят в том числе род, вид товаров, их свойства и назначение, условия и каналы их реализации. При рассмотрении анализируются сведения о видах деятельности в ЕГРЮЛ и доказательства реального ведения предпринимательской деятельности компанией, подавшей возражения. В числе доказательств могут быть представлены договоры аренды недвижимости, трудовые договоры, дипломы, договоры поставки и т.д.
При представлении всех необходимых доказательств знак подлежит «аннулированию»: в Государственный реестр товарных знаков будет внесена запись о признании предоставления правовой охраны товарному знаку недействительной.
Перед тем как инициировать процедуру по «аннулированию» рекомендуем оценить все возможные риски. Недостаточность доказательств может стать препятствием к достижению поставленных целей.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Социальные сети