Как привлекать туристов через инновационные инсталляции
Какую роль в привлечении путешественников сегодня играют интерактивные технологии в общественных пространствах, рассказал Владимир Розин, IT группа ОТКРЫТИЕГенеральный директор IT группа Открытие — одного из ведущих мультимедийных интеграторов на рынке России.
Необычные инсталляции на уличных фестивалях, «оживающие» картины в музеях, виртуальные гиды в арт-пространствах — все чаще подобные технологии можно встретить в крупных городах. Мультимедийные решения становятся все более востребованы, и при правильном применении могут добавить городу привлекательности в глазах и местных жителей, и туристов. Последнее особенно важно в условиях того, что сегодня в России активно развивают туризм, и он может стать драйвером экономики страны.
Интерактивность как ключевой элемент привлечения туристов
Под интерактивными технологиями подразумеваются любые ИТ-решения, которые каким-либо образом вовлекают посетителя или зрителя в действие, дают ему новые возможности или инструменты, новый опыт. Это все, с чем человек может взаимодействовать: выбрать подходящий вариант ответа в опросе, получить дополнительную информацию о локации на цифровом плане помещения, сыграть в мини-игру и получить скидку-приз для покупки в интернет-магазине, и так далее.
В общественных пространствах и на мероприятиях можно выделить несколько категорий интерактивных технологий:
- Сенсорные экраны — самый простой вариант. Зачастую это информационные панели, которые упрощают навигацию. Например, в большом трехэтажном ТРЦ они помогают быстро сориентироваться, как найти нужный магазин или как дойти до ближайшего выхода.
- QR-коды — они могут использоваться и как развлекательный, и как информационный элемент. По наведению камеры смартфона на QR-код человек может получить новый опыт через AR (дополненную реальность): например, видеть виртуальные объекты на физической выставке. Или же он может получить расширенную информацию об объекте — например, о том, как именно художник писал картину.
- Мобильные приложения — это могут быть отдельные сервисы конкретных мероприятий или локаций, как приложение-путеводитель «ВДНХ», или городские приложения для туристов и жителей: как «Узнай Москву». Они сочетают в себе развлекательные и информативные компоненты.
Интерактивные технологии в городских пространствах, культурных центрах — музеях, выставочных залах, и других — несут в себе несколько преимуществ.
В первую очередь, они облегчают для современного человека получение информации. Намного легче и быстрее через несколько прикосновений к сенсорному экрану понять, как пройти через незнакомый ТЦ, чтобы попасть на подземную парковку, чем пытаться выстроить свой маршрут по обычной распечатанной карте на стенде или на стене. Вдобавок, при первом визите в крупный ТЦ непросто даже сразу сориентироваться, в какой именно точке вы оказались после прогулок по магазинам.
Во-вторых, интерактивные технологии позволяют получать информацию по необходимости, не забивая поле зрения человека избытком данных и не заставляя распылять внимание. Например, в музеях QR-код рядом с экспонатом намного меньше отвлекает от изучения выставки, чем обилие длинных текстовых блоков на стенах или на напольных стендах. Если посетителя заинтересует конкретный объект, он наведет камеру на QR-код и прочитает дополнительную информацию.
В-третьих, интерактивные технологии работают на вовлечение. Для современного человека, который привык к цифровым устройствам и обилию интерактивных действий в них, аналогичный опыт в офлайн мире становится приятной возможностью получать более яркие эмоции от привычных вещей. Например, гулять по парку и видеть динамичные AR-навигаторы через экран смартфона, или наблюдать, как в музее благодаря VR-технологии «оживают» древние динозавры. Все это повышает интерес к общественным пространствам и культурным мероприятиям как у детей, так и у взрослых.
Интерактивные технологии превращают совершение привычных действий в увлекательную игру и помогают по-новому взглянуть на пространства и мероприятия, которые казались «строгими и скучными». Это особенно актуально для музеев, ведь значительная часть современных людей — те, кто с детства взаимодействует с гаджетами. В пространстве, которое словно застыло в веках и требует от посетителя сделать то же, им может быть не очень комфортно. Поэтому даже музеям сегодня приходится «обновляться», смотреть в сторону мультимедийных технологий.
Помимо этого интерактивные инструменты позволяют создавать для каждого туриста персонализированный опыт взаимодействия с арт-объектами, поскольку именно от поведения человека зависит то, что он увидит или узнает.
Влияние мультимедийных инсталляций на культурный туризм
Как показал опрос НАФИ, проведенный в 2023 году, культурно-познавательный туризм входит в топ-3 самых популярных вариантов отдыха у россиян. Его выбрали 42% респондентов — не слишком большой отрыв от лидера списка, пляжного отдыха, с 51% голосов. Людям нравится ходить на экскурсии, изучать достопримечательности, знакомиться с архитектурными и природными объектами и исследовать новые для себя места через культурную составляющую.
Культурный туризм может стать одним из ключевых направлений для развития внутреннего туризма, особенно в крупных городах. Он может внести значительный вклад в экономику города или региона — и благодаря активности самих путешественников, и благодаря росту оборотов местного бизнеса. Положительный эффект для региона можно видеть на примере Санкт-Петербурга — центра культурного туризма. Экономика города в 2023 году получила от туризма более 482 млрд рублей (+32% год к году). Доходы Москвы в том же году были меньше — 178 млрд рублей, однако прирост более заметный: +48% год к году.
Мультимедийные технологии могут стать дополнительным фактором, который повысит интерес путешественников к городу, к его достопримечательностям и культурным событиям. Цифровые инструменты не просто делают визиты в музей, театр, на концерт, выставку или шоу удобнее и комфортнее. Интерактивные технологии меняют восприятие объектов и мероприятий, погружают посетителей в иммерсивные истории — которые соприкасаются с несколькими органами чувств.
Один из известных примеров — это выставка «Van Gogh: The Immersive Experience», которая проходит по всему миру. Творения Ван Гога проецируются на пол и стены, благодаря чему посетители буквально попадают внутрь картины. А благодаря сенсорам они могут влиять на изображения вокруг. Еще один пример — это два музея teamLab Borderless в Токио, которые за первый год суммарно привлекли более 3,5 млн человек из 160 стран и регионов мира. Музеи c интерактивными выставками, где посетителей погружаются в предметы искусства, ходят по залам босиком.
В России интерактивные и иммерсивные выставки тоже появляются. Креативные пространство «Люмьер-Холл» в Москве предлагает увидеть ожившие полотна Айвазовского, Кандинского и Ван Гога, а центр дизайна Artplay через мультимедийные выставки знакомит посетителей с Пикассо, Микеланджело и Ван Гогом.
Помимо этого интерактивные технологии могут превратить соприкосновение с культурными мероприятиями и объектами в захватывающее приключение. Например, Государственный Дарвиновский музей создал AR-квест «Код жизни», в котором предложил посетителям перенестись в 2057 год. Ученые приблизились к расшифровке генома всего живого на Земле, но чтобы достигнуть цели, нужно собрать недостающие данные — они «хранятся» в Дарвиновском музее.
А в нижегородском пространстве Цех* на выставке Phygital Space посетителям предлагают интерактивные аттракционы, которые объединены темой космоса. Можно построить почти настоящую ракету, сыграть в «змейку» и многое другое.
Технические аспекты создания мультимедийных арт-объектов
При всей своей кажущейся сложности, интерактивные инсталляции, иммерсивные выставки и даже AR- или VR-квесты не так сложны в реализации. Безусловно, есть множество нюансов в работе над подобными проектами — от подбора оборудования до подготовки контента, настройки, синхронизации разных инструментов, чтобы они все работали как единый объект. Однако сами технологии сегодня уже достаточно понятны и доступны.
В большинстве мультимедийных арт-объектов для культурных пространств и мероприятий сегодня используются проекторы высокой мощности, звуковое оборудование и экраны, на которые транслируется изображение, — хотя, например, в 3D-мэппинге такими «экранами» могут быть стены и другие поверхности. В световых инсталляциях могут использоваться светодиодные ленты и трубки, а для того, чтобы подстроить окружающую среду под посетителя, в арт-объекты интегрируют сенсоры — они должны улавливать движение и передавать сигнал в центр управления.
Но ключевой элемент — контент, который создают в мультимедиа-программах. Именно от его качества зависит то, какое впечатление останется у туриста, посетившего выставку, музей или фестиваль с мультимедийными технологиями. Людей удивляют и восхищают не сами цифровые инструменты, а то, как они соединяются с контентом.
Будущее мультимедийных арт-объектов
Развитие технологий, их распространение и повышение доступности приводит к тому, что они внедряются в большем количестве сфер жизни — в том числе все активнее проникают в культурно-развлекательную сферу. Все чаще музеи, арт-пространства и другие культурные центры обращают внимание на современные цифровые инструменты, чтобы привлечь больше посетителей, особенно молодежи, создать для них новый запоминающийся опыт.
С течением времени число мультимедийных арт-объектов в общественных пространствах будет расти. Дальнейшее развитие искусственного интеллекта и улучшение его возможностей, повышение доступности технологий AR и VR (последняя сильно ограничена высокой стоимостью и требованиями к оборудованию) будут создавать новые формы взаимодействия с аудиторией в ответ на меняющиеся запросы современного посетителя культурных мероприятий.
Современные технологии могут стать эффективным инструментом для того, чтобы добавить городу или региону привлекательности, и способствовать развитию регионального туризма. Главное, грамотно их использовать. Мультимедийные инсталляции, AR, VR и многое другое могут преобразить культурное пространство, но важно, чтобы они не использовались как «технология ради технологии», не перекрывали ключевой объект — экспонат выставки или артиста на сцене.
Ведь культурный опыт, ради которого люди готовы пересечь всю страну или даже планету, — это история или объект, а не «цифровое украшение» сверху. Технологии — это только дополнение, усиливающее эффект от главного.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты