РБК Компании

Грядущая трансформация рынка юридической помощи.

Адвокатская монополия на судебное представительство: чего ожидать и к чему готовится.
Грядущая трансформация рынка юридической помощи.
Источник изображения: Freepik.com
Ришат Абдулгазин
Ришат Абдулгазин
Управляющий партнер

Адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро города Москвы «Вест Гарант».

Подробнее про эксперта

Для повышения качества предоставления юридических услуг, в том числе бизнесу, сегодня назрела необходимость предоставления адвокатуре исключительного права на обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в конституционном, уголовном, гражданском, арбитражном и административном судопроизводствах. В судопроизводстве должны оказывать юридическую помощь исключительно профессионалы, квалификация которых подтверждена установленной законодательством процедурой, деятельность которых регламентируется специальным законодательством, в отношении которых имеются государственные гарантии и осуществляется профессиональный и этический контроль их деятельности.

В Законе об адвокатуре п.1, ст.1 указано, что адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в установленном Законом порядке, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Согласно п. 3 ст. 1 Закона, не является адвокатской деятельностью юридическая помощь, оказываемая:

  • работниками юридических служб юридических лиц, а также работниками органов государственной власти и местного самоуправления;
  • участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями;
  • нотариусами, патентными поверенными, за исключением случаев, когда в качестве патентного поверенного выступает адвокат, либо другими лицами, которые законом специально уполномочены на ведение своей профессиональной деятельности.

Возможность участвовать в качестве представителя в суде не только у адвокатов, но и у любых иных лиц с высшим юридическим образованием отразится на качестве судебного представительства, на его квалификации. 

Понятие «квалификация» раскрывает степень компетентности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения определенной работы.

Целесообразность адвокатской монополии основана на предоставлении гарантий качества получения квалифицированной юридической помощи.

Правом на получение квалифицированной юридической помощи обладают не только граждане, но и фирмы, которые все чаще привлекают адвокатов для защиты своих прав и законных интересов в уголовном, арбитражном и иных спорах. Так, адвокаты оказывают квалифицированную юридическую помощь в экономических спорах в ходе арбитражного судопроизводства, где сторонами являются только юридические лица.

В результате реализации предложенной инициативы по введению в России адвокатской монополии планируется создание единого, в полной мере правозащитного института, выступающего равноправным субъектом по обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов в системе трехстороннего взаимодействия правоохранительных, судебных, правозащитных органов и организаций.

Федеральная палата адвокатов (ФПА) РФ готовит предложения по созданию новой организационно-правовой формы адвокатского образования. Адвокатская монополия охватит не только суды, но и весь рынок юридических консультаций, так как речь идет о появлении специальных фирм, занимающихся исключительно юридической деятельностью. 

В ходе обсуждений с профессиональным сообществом были рассмотрены возможные формы адвокатских фирм:

- любая форма, предусмотренная Гражданским кодексом;

- ограниченное число форм, например, ООО или производственный кооператив;

– адвокатское бюро с дополненным функционалом.

Адвокатская фирма как новая организационно-правовая форма, объединяющая всех субъектов оказания юридической помощи, будет учреждаться как юридическое лицо со специальной правоспособностью, т.е. исключительно для юридической деятельности, что позволит вступать в договорные отношения с доверителями (гражданами и фирмами), применять конкурентоспособные методы управления, в том числе по вопросам страхования рисков, оказывать правовые услуги в соответствии с новыми вызовами мирового рынка. У адвокатов появится организационная возможность сопровождать масштабные индустриальные проекты, работать с крупными бизнес-задачами, т.к. без значительных инвестиций, профессионального управления невозможна современная юридическая практика.

На XII Петербургском международном юридическом форуме, который проходил 26–28 июня 2024 года, были выработаны и обсуждены основные концептуальные подходы, подтверждена приверженность идее введения адвокатской монополии. Но в концепции судебного представительства еще требовалось урегулировать некоторые вопросы. Почему монополию на судебное представительство нужно передать адвокатуре?

  • У нее уже есть инфраструктура в каждом регионе, контроль со стороны и Федеральной палаты адвокатов, и Минюста;
  • интеграцию адвокатуры обеспечат такие меры, как введение новых форм адвокатских образований, трудовых договоров для адвокатов, обеспечение участия в закупках и оптимизацию налогов;
  • адвокатура более подготовлена в плане допуска к профессии. Здесь действует определенный стандарт, предусматривающий во всех сферах профессиональные экзамены: судейский, прокурорский, адвокатский, нотариальный;
  • адвокатская фирма станет новым организационным инструментом для развития инфраструктуры современной экономики.

На данный момент обсуждаются и требуют качественного решения проблемы о принадлежности адвокатских фирм, об их правовой форме, менеджменте, о регулировании отношений с адвокатами, о формах вовлечения адвокатов-акционеров в производственную деятельность, об НДС на правовые услуги бизнесу, о трансформации фирмы.

В Федеральной палате адвокатов (ФПА) основной целью внедрения адвокатской монополии, распространяющейся не только на уголовные, но и на административные и гражданские процессы, считают борьбу с мошенничеством в сфере юридических услуг, где адвокаты обеспечат более высокий стандарт профессионализма. Однако введение монополии не является единственным эффективным решением этой проблемы.

Министерство юстиции активно работает над новой концепцией судебного представительства, которая призвана ограничить право представлять интересы клиентов в суде исключительно адвокатам.  Использование системы саморегулирования адвокатской корпорации сочтено более предпочтительной альтернативой сложному пути создания аналогичного механизма. По задумке ведомства, защищать интересы граждан в суде смогут только законные представители, адвокаты и юристы государственное бюро.

Минюст также предложил новые формы адвокатских образований — коммерческие бюро, в которых учредителями или владельцами контрольного пакета акций будут адвокаты. Им также позволят участвовать в государственных закупках. А сами защитники получат право работать по трудовому договору. Кроме того, планируется оптимизировать налогообложение адвокатской деятельности, в том числе использовать льготную упрощенную систему (6% налога вместо 13%).

 Речь идет о легализации адвокатских фирм (в форме ООО или ПАО), заключения адвокатами трудовых договоров, участия в государственных контрактах, то есть осуществления по сути бизнеса.

Кроме адвокатов, право на судебное представительство Минюст готов сохранить за так называемыми специальными субъектами, в том числе оказывающими бесплатную юридическую помощь государственными бюро, патентными поверенными и «некоторыми другими». Несовершеннолетних и недееспособных граждан смогут защищать их родители и иные законные представители (опекуны, попечители).

Также юридическое ведомство готово сохранить право на судебное представительство за корпоративными юристами — штатными работниками соответствующих компаний. Право выступать в судебных заседаниях сохранится за законными представителями — руководителями компаний.

Многие юристы высказывают опасения относительно того, что введение монополии создаст новые вызовы в сфере юридических услуг. Они предсказывают, что она может породить угрозу стабильности цен на рынке юридических услуг и подрыв независимости адвокатуры. Еще одним риском введения адвокатской монополии является потеря доступа к правосудию из-за дефицита адвокатов.

Проявлением огосударствления адвокатуры называют учреждение Единого государственного реестра адвокатов и планы по созданию в каждом регионе государственных юридических бюро.

Вводя обязательный адвокатский статус, стоит продумать изменения в области форм осуществления адвокатской деятельности. Адвокатуре в   историческом и сущностном ее понимании непозволительно относиться к своему доверителю как к средству получения прибыли. При этом, строго сохраняя традиционные принципы отечественной адвокатуры, необходимо расширить формы осуществления адвокатской деятельности.

Одним из преимуществ адвокатской монополии является система саморегулирования. Адвокаты обязаны соблюдать жесткие этические стандарты, сохранять конфиденциальную информацию клиента, не вправе гарантировать успех и так далее. Нарушение этих требований карается в том числе исключением из профессионального сообщества, а в случае принятия обсуждаемых мер — фактическим запретом на профессию. Недовольный поведением адвоката клиент может обратиться в саму корпорацию (адвокатскую палату), которая будет профессионально оценивать действия адвоката.

Итак, идея  введения адвокатской монополии на представительство во всех судах и инстанциях по всем категориям дел будет способствовать повышения уровня верховенства права в РФ, укреплению веры граждан в возможность судебной системы защитить их нарушенные права и законные интересы и насколько это совпадет с реальностью, покажет время. 

 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации24.12.2015
Уставной капитал
Юридический адрес г Москва, ул. Малая Дмитровка, оф 70
ОГРН 1157700020697
ИНН / КПП 7708277838 770701001

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия