РБК Компании

По следам ПМЭФ – что обсуждали эксперты секции «Российский геймдев»

Специально для РБК — Вячеслав Уточкин, спикер сессии ПМЭФ, руководитель программы «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
По следам ПМЭФ – что обсуждали эксперты секции «Российский геймдев»
Вячеслав Уточкин
Вячеслав Уточкин
Руководитель программы профессиональной переподготовки «Менеджмент игровых проектов» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ

Сооснователь и генеральный продюсер игровой компании Geeky House. Автор настольной игры Game Dev Sim: симулятор игровой студии. Автор книги «Хочу в геймдев! Основы игровой разработки для начинающих»

Подробнее про эксперта

Вячеслав, каковы перспективы развития российского сегмента на ближайшие пять-сем лет? 

Российской игровой рынок в абсолютных цифрах это около 2 миллиардов долларов и около 60 миллионов игроков. Хотя в мировых масштабах это только 1-2% в объеме выручки. Но пространство для развития бизнеса есть. В любом случае создание игр — это интернациональный бизнес и случаи, когда игра делается только для одного рынка, крайне редки. 

Если говорить о перспективах российского сегмента потребления игр, то сейчас они зависят от покупательной способности россиян и рынок будет колебаться пропорционально динамике изменения покупательной способности.

Стоит отметить, что в положительное влияние оказывает общемировой тренд на рост потребления цифрового контента: в России, как и на многих других рынках, увеличивается спрос на цифровой контент, включая и игры. Это обусловлено не только увеличением доступности интернета и устройств, на которых можно играть в игры, но и изменением образа жизни и развлечений, особенно среди молодежи. Поколения сменяются и новые поколения, с юности вовлеченные в культуру потребления цифрового контента, также больше играют в игры. 

Могут ли российские проекты стать высокоокупаемыми? Что необходимо для роста отечественного геймдева?

Российские проекты, как и большинство других, могут хорошо окупаться только на международном рынке. Окупить высокобюджетную игру на локальном рынке в большинстве случаев можно там, где объемы исчисляются десятками миллиардов долларов – это, например, Китай, США, Япония. 

И это достижимо! Есть множество примеров, когда компании с российскими корнями делали успешные игры. Из последний ярких примеров — Atomic Hearth. При выходе на мировой рынок высокая окупаемость игровых проектов вполне возможна. 

При этом в том же мобильном сегменте есть множество игр, зарабатывающих десятки и сотни миллионов долларов в год, о которых просто не трубят на каждом углу. Кстати, Ассоциация развития видеоигровой индустрии (РВИ) скоро запускает цифровой Зал славы отечественной игровой индустрии. Там будут собраны успешные российские игровые проекты и разработчики, их можно будет посмотреть и заодно участвовать в народном голосовании.

Но игры — не только бизнес, это еще и творчество. И главное для успеха — знания, опыт и умение работать в команде всех тех, кто игру создает и издает. А также толика удачи, потому что даже если все делать на 10 из 10 — есть шанс провала. В геймдев нет золотого рецепта успеха и каждая игра — это риск. Но риски можно снизить, делая игру крутой командой,  опираясь на аналитику и большие данные, развивая игру поступательно, отталкиваясь от потребностей и от анализа целевой аудитории на каждом этапе разработки и оперирования. 

Как могут использоваться технологии и наработки игровой индустрии в других отраслях бизнеса?

Видеоигры разрабатываются уже более чем полсотни лет. За это время в индустрии появились проработаные методики удержания и развлечения людей. Когда геймдизайнеру говорят «человек должен проводить здесь 15 минут 3 раза в неделю», это не вызывает у него ступор или негодование по поводу безумности заказчика. У него есть понятная методология и инструменты для этого. А еще он знает, как весело рассказать сложную информацию и проверить, насколько хорошо игрок ее усвоил.

Вот это то основное, что индустрия видеоигр уже дает другим видам бизнеса: инструменты, делающие аудиторию этого бизнеса более счастливыми и вовлеченными.

В последние годы видно, как все активнее игровые механики используются в маркетинге и продажах, в образовании, в HR и бизнес-процессах, а также в социальных проектах всех уровней. Профессия геймификатора становится все более популярный и если есть желание познакомиться с этой сферой поближе, то можно принять участие в проекте «Начни игру» от Президентской платформы «Россия — страна возможностей». Здесь в игровой форме, с использованием этой самой геймификации, участники проходят задания и получают вектор развития в различные направления геймдев-профессий. 

Минцифры называет поддержку производства видеоигр приоритетом на ближайшие пять лет. Как вы оцениваете государственные инициативы поддержки? Чем еще государство может помочь индустрии геймдева?

На сегодняшний день в игровой индустрии в России очень хорошо развито геймдев-образование на всех уровнях, начиная со школьников и заканчивая студентами бакалаврами и магистрами. Также есть образование для взрослых, например, программа профессиональной переподготовки «Менеджмент игровых проектов» в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ, где мы обучили уже 600 человек за 8 лет. 

Но после прохождения обучения разработчики закономерно хотят работать в игровой компании или создавать собственные игровые студии. А для этого необходимо создавать благоприятные условия и инфраструктуру, которых пока не хватает. Но мы к ним уверенно идем и государство делает шаги в сторону реализации этой самой поддержки. 

В чем еще может выражаться помощь:

- компенсация затрат на разработку игр от государства, как это делают, например, в Новой Зеландии, компенсируя игровым разработчикам 20% затрат.

- Так как с профильными инвестициями ситуация сейчас не самая лучшая — надо создать условия для эффективного привлечения в игровые студии непрофильных инвестиций. Так, чтобы это было безопасно и для разработчиков, и для инвесторов. 

- Создание региональных игровых акселераторов.

- Грантовая поддержка и налоговые льготы. Тут стоит сказать, что в этом направлении со стороны государства уже реализован и налоговый маневр для IT, которым пользуются игровые компании, и ряд грантов и государственных фондов.

- Помощь с выходом на Китайский рынок. Который является очень зарытым и сложным для внешних игроков и для выхода на него нужна поддержка. 

Системным решением этого вопроса может стать появление IT-городов с уклоном в геймдев, где в едином пространстве можно создать все эти условия для развития и удержания талантов, инфраструктуру жизни и отдыха для них, эффективную модель сотрудничества с бизнес-ангелами, профильными и непрофильными инвесторами. Привлечь представительства китайских игровых компаний для вывода игр на восточные игровые рынки, так сказать «шелковый путь геймдева». Организовать специальную экономическую зону, заточенную конкретно под потребности игровой индустрии. Это дало бы мощный импульс дальнейшему развитию всей российской игровой индустрии.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации15.09.1998
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Басманный, ул. Мясницкая, д. 20
ОГРН 1027739630401
ИНН / КПП 7714030726 770101001
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия