РБК Компании

Школьное и университетское образование будущего: что изменится

Какие трансформации ждут образование и как школьникам и абитуриентам быть готовыми к новым требованиям и форматам обучения
Школьное и университетское образование будущего: что изменится
Источник изображения: Freepik.com
Марина Синило
Марина Синило
Руководитель направления развития аналитики СберМаркетинга

Работает в сфере маркетинговых исследований более 15 лет. Опыт работы с разнообразным спектром рынков — от ИТ и телекоммуникаций, бытовой техники и промтоваров до рынка туризма и образования

Подробнее про эксперта

Мы уже рассмотрели ключевые тренды в сфере образования и изменения, которые ждут рынок в ближайшие годы. Теперь разберемся, как трансформации образования затронут школьников и абитуриентов. Как меняется школьное образование, почему возрастает роль профилизации, какие навыки помогут детям адаптироваться в быстро меняющемся мире? Марина Синило, руководитель направления развития аналитики СберМаркетинга, делится наблюдениями о будущем школьного и университетского образования.

Стандартизация школьного образования и ее последствия

За последние годы школьное образование стало более унифицированным: одинаковые учебники, единые программы. Это дало равные стартовые возможности для разных регионов страны. Однако вместе с этим возник эффект «усредненного» образования для всех. Тем, кого это не устраивает, приходится искать альтернативные пути — государственные или частные селективные школы, дополнительные курсы, репетиторов. Как следствие — рынок частного образования активно растет, особенно в сегменте школ с углубленной подготовкой.

Ранняя профилизация: новые реалии

Ситуация усугубляется ранней профилизацией детей. Если 20–30 лет назад формирование физико-математических и лингвистических профилей происходило в старших классах (последние 2–3 года обучения в школе), то сегодня оно начинается уже с 5–7-го классов. В специализированных школах математические профили формируются с 5–7-х классов, а химико-биологические — с 7-го. Подготовка к поступлению начинается еще раньше — некоторые родители готовят ребенка уже с 3–4-го класса. Поэтому наблюдается значительная разница в уровне подготовки у старших школьников, учащихся в селективных классах и обычных школах.

Примечание: речь идет о специализированных школах, стабильно демонстрирующих высокие результаты и получающих гранты (например, московский Лицей «Вторая школа», школа №2007, классы проекта Творческой лаборатории «2х2», Президентский физико-математический лицей №239 в Санкт-Петербурге и другие).

Дифференциация вузов и профессионального образования

Разделение образовательных программ происходит не только в школе, но и в вузах. Разные университеты нацелены на подготовку специалистов различных уровней: одни формируют исполнителей, другие — инженеров, проектировщиков, конструкторов. Для последних недостаточно сокращенной программы обучения. Наоборот, им необходимо развивать ключевые навыки, которые понадобятся в дальнейшей работе.

Академическое образование и роль преподавателей

Средне-профессиональное и высшее образование также движется к дифференциации между предложениями различных учебных заведений. Вузы не только предлагают разное качество обучения, но и ориентируются на разные группы студентов. Вузы не только предлагают вариации качества обучения, но и ориентируются на разные группы студентов. Для подготовки высококвалифицированных специалистов ключевую роль играют преподаватели. Лучшие преподаватели для таких вузов — действующие ученые, обладающие актуальными знаниями и имеющие возможность постоянно обновлять курс (так как информация быстро устаревает).

Помимо специализированных навыков студентам нужны и базовые академические знания, которые обеспечивает фундаментальное образование. А вот узкопрофессиональные компетенции можно развивать не в университете, а на коротких специализированных курсах.

Сотрудничество вузов и работодателей

Компании все активнее взаимодействуют с вузами, создавая целевые программы для подготовки кадров. Работодатели открывают в университетах специализированные кафедры, предлагая студентам практико-ориентированное обучение.

Подобные партнерства развиваются и на школьном уровне: вузы приглашают школьников на образовательные акселераторы и тренинги, проводят конференции и ярмарки талантов, предлагают гранты. Такая практика давно существует за рубежом. Например, в Великобритании уже с 7-го класса проходят ежегодные ярмарки университетов, где представители вузов знакомят школьников с образовательными возможностями. Ожидаем развития такой практики и в России.

Какие навыки нужно развивать детям

Мир меняется стремительно — так быстро изменения еще никогда не происходили. Многие специальности, которые выберут сегодняшние дети, еще не возникли. Однако однозначно можно сказать, что, независимо от выбранной области деятельности, востребованы будут:

Критическое мышление

Особенно в новом мире контента, генерируемого ИИ, и максимально правдоподобных видеофейков. Чтобы развивать критическое логическое мышление, полезно учить математику, а чтобы развивать системное (модельное) мышление — физику (что отлично согласуется с направлениями, приоритетными в данный момент для государства). Даже если физика и математика не пригодятся детям в будущем, их все равно стоит изучать ради развития модельного мышления. Зато потом они будут быстро переучиваться на понадобившиеся дисциплины.

Креативность и экспертиза

Искусственный интеллект (ИИ) может создать новое на основе уже существующего, принципиально новые идеи — прерогатива людей. ИИ позволит значительно ускорить и облегчить работу. Многие люди будут выступать креативными постановщиками задач для ИИ и экспертами, проверяющими его результаты. Соответственно, будут востребованы человеческий креатив и экспертиза в своей области.

Нужно ли гуманитариям учить технические предметы, а технарям — гуманитарные

Однозначно да. Гуманитариям требуется техническая грамотность: навыки работы со статистикой, базовое программирование, понимание технологических процессов. Это уже отражается в требованиях работодателей.

В свою очередь, техническим специалистам необходимы знания в области прикладной психологии, когнитивных искажений, влияния человеческого фактора. Это поможет минимизировать ошибки и повысить качество решений. Кроме того, специалистам по ИИ необходимы знания в области прикладной этики, поскольку регулирование алгоритмов и их воздействие на общество становится важным аспектом разработки.

Как долго и в каком возрасте учиться

Образовательные программы станут более короткими — все к этому идет, и это представляется неизбежным. Но для всех ли специальностей такое допустимо?

Есть ряд специальностей, для которых сокращение сроков образования просто опасно. Например, врачи, проектировщики мостов и зданий. Да и во многих других областях требуется не меньше стандартных 5–6 лет, чтобы хотя бы базово ознакомиться с существующими направлениями, сориентироваться в том, какие инструменты бывают, как и для чего применяются. Это, в частности, касается математики и физики. Иначе выпускники окажутся недоучками, которые будут изобретать велосипед, просто не подозревая о том, что нужные инструменты существуют и основательно изучены.

При этом в ряде направлений актуальные передовые знания быстро устаревают — в первую очередь в IT. Для таких направлений необходимо пересматривать подход к преподаванию быстро меняющихся дисциплин.

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
16 декабря 2018
Уставной капитал
11 000,00 ₽
Юридический адрес
г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Академический, ул. Вавилова, д. 19, этаж 3, помещ. в.03.016
ОГРН
5187746006157
ИНН
7736319695
КПП
773601001
Среднесписочная численность
434 сотрудника

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия