РБК Компании

Как ИИ и развитие менеджмента качества трансформируют фармацию

По оценке международной исследовательской компании IDC, мировой рынок искусственного интеллекта, включая серверы и ПО, будет расти в среднем на 31,4% ежегодно
Как ИИ и развитие менеджмента качества трансформируют фармацию
Источник изображения: Adobe Stock
Василий Лактионов
Василий Лактионов
Директор по информационным технологиям AptekaMos.ru

Разработал решение для аналитических систем, используемое крупными компаниями (ГБУЗ «ЦЛО ДЗМ», АС Живика, WER.RU)

Подробнее про эксперта

Бизнес все чаще обращается к внедрению систем ИИ. В фармотрасли интеллектуальная цифровизация бизнес-процессов сопряжена с развитием системы менеджмента качества.

Одна из основных тенденций цифровизации бизнес-процессов — применение искусственного интеллекта ИИ в системе менеджмента качества (СМК) представителей фармацевтического сектора, формирующая системный подход к решению задач предприятия, конечной целью которого является улучшение качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.

Причины внедрения технологий ИИ в СМК обусловлены нарастающим объемом данных от всех структур предприятия, требующих оперативной аналитической обработки и поиска эффективных решений в условиях риска. Большие данные невозможно обработать традиционным программным обеспечением, базирующимся на системах управления базами данными (СУБД). Big Data требуют внедрения ИИ.

СМК — это выработка в рамках предприятия согласованных процедур и правил, получение достоверной информации на всем протяжении производства продукции или выполнения услуг для определения и достижения целей. Это не разовая функция, а постоянно продолжающийся процесс, который предполагает поиск научных стратегий, выявление системных рисков и сбоев, потенциальных причин организационных, финансовых, материальных и производственных проблем, скрытых угроз.

Продуктивность СМК в первую очередь определяется сбором достоверной информации на всех рабочих этапах, ее аналитической обработкой, эффективным контролем процессов, ретроспективным анализом предыдущих данных, прогнозированием возможных событий (рисков), разработкой корректирующих и предупреждающих действий и т.д.

Эффективность применения ИИ в СМК зависит от руководителя и его команды, в результатах проведенного «мозгового штурма», как говорили раньше, или современного хакатона — конкурса идей длительностью нескольких дней, в течение которых из набросков вариантов складывается общее решение, в дальнейшем преобразованное в алгоритм для разработки ПО ИИ.

Генеративный ИИ меняет стиль руководства и принятие решений

И методы работы руководителей высшего звена в фармотрасли, мотивируя их концентрировать компетенции на стратегических приоритетах — их выборе, утверждении, развитии, добавлении ценности создаваемому продукту, где последний может быть продуктом — лекарственным препаратом или услугой, фармацевтической помощью. Термина «услуга» бояться не следует: в капиталистическом обществе это имманентно присущая ему данность, создающая и приносящая прибыль, на налоги из которой существует государство. 

Сегодня же лидерство руководства сводится в основном к добавлению ценности тому, что уже известно, и лишь в редких случаях — рождению новаций. Результат — постепенный упадок компетентности и мотивированности, транслирующиеся на менеджмент более низкого уровня.

Большинство традиционных возможностей разработки, доставки и применения лекарств практически исчерпаны, дальнейшие исследования и формирование стабильных денежных потоков требуют значительно бóльших инвестиций. Современные фармацевтические компании преимущественно используют устаревающие бизнес-модели, с трудом генерирующие добавление стоимости.

ИИ коренным образом способен изменить сложившиеся стереотипы, освобождая руководство от рутины, миновать которую удается немногим, формирует иную исследовательско-внедренческую экосистему, где поиск создания/добавления ценности берет на себя надлежащим образом «заточенный» ИИ.

Руководителю остается мотивированно встроиться в эту систему, собрать профессиональную команду, компетенции которой позволят создать массив данных для выстраивания ИИ, система которого в будущем выступит экспертом в принятии решений. 

Стоимость формирования ИИ может варьироваться от 35 до 50 тыс. долл. под конкретную задачу организации в зависимости от размеров и позиционирования бизнеса. Это примерные месячные затраты на оплату труда коллектива малого предприятия, которые потребовались бы для «ручного» выполнения задачи.

Эксперты по внедрению ИИ замечают: «Считайте, не сколько пришлось затратить, а сколько удалось выручить, опираясь на наши технологии, и скольких конкурентов получилось обойти». 

Дальнейшая работа коренным образом меняет концепцию лидерства — от авторитарного начальника к компетентному бизнес-наставнику, поддерживающему сотрудников в их личностном развитии с целью полного раскрытия потенциала. Создание творческой экосистемы бизнеса, освобожденного от рутинной работы, уважение и объективная оценка труда, создание «зеленых» навыков оказывает существенное влияние на инновационное трудовое поведение сотрудников. 

Сам бизнес становится социально ориентированным, подвергается ESG-трансформации, направленной на его понимание влияния на общество и окружающую среду, что крайне важно и ценно для фармацевтической отрасли и всего здравоохранения в целом.

При этом необходимо помнить: лидерство руководства — это всегда стратегия «сверху вниз», иначе ничего не получится.

 ИИ улучшает бизнес-процессы всех участников фармотрасли

Улучшение процессов СМК с помощью ИИ выражается в уточнении или переформатировании моделей целеполагания, выборе эффективного плана осуществления процессов с заявленным результатом на выходе, оптимизации процессной конфигурации в составе СМК в интересах организации, ее пациентов, клиентов, контрагентов, аудиторов, регуляторов и пр. 

Изучая огромные объемы биомедицинских данных в формате big data, находя возможные терапевтические мишени и прогнозируя эффективность лекарств-кандидатов, алгоритмы ИИ постоянно улучшают процесс разработки ЛП, что позволяет не только выводить на рынок новые препараты, но и предлагать технологии персонализированного лечения для конкретных групп или индивидуальных пациентов (персонализированная фармация, компаунд-фармация).

ИИ оптимизирует процессы построения цепочек поставок, пути снижения затрат на этапах, повышая эффективность бизнеса. С его помощью можно составлять интеллектуальные прогнозы спроса, оптимизировать логистику, выявлять тенденции в реализации новых продуктов, позволяющие увязывать локации продаж ЛП с предпочтениями потребителей (пациентов). 

Используя ИИ, компании логистического сектора приобретают способность анализировать большие объемы информации из множества каналов связи, что позволяет им принимать более обоснованные решения, понимать потребности в поставках, предвидеть рыночные тенденции и повышать точность прогнозов текущих и будущих заказов. Так, например, фармдистрибуторы, по несколько раз в день обрабатывающие заказы из сети аптек, с помощью ИИ могут прогнозировать примерные объемы ежедневных заказов на длительное время и заранее готовить корзины по точечным заказам для отправки в аптеки, оптимизируя не только время доставки, но и повышая удовлетворенность потребителей качеством услуг, сказывающейся на продажах.

Особую ценность представляют новации, «видимые» пациентам. Это прежде всего реинжиниринг процессов аптечной практики, поименованных в Приказе Минздрава России от 31.08.2016 №647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения».

Здесь ИИ может помочь в прогнозировании и исчислении потребности в ЛП, БАД и изделиях медназначения на локальном уровне, минимизации дефектуры, управлении запасами, оптимизации внутриаптечной логистики (фасовка, изготовление, контроль, отпуск, фармконсультирование), сочетании интересов коллектива и его отдельных членов в достижении заявленных бизнес-показателей, повышении и укреплении лояльности сотрудников и пациентов и т.д. 

Персонализированное ПО регулирует отправку электронных писем по программам лояльности, информирует врачей, коморбидных и полипрагмазийных пациентов о так называемых потенциально неподходящих лекарствах, риск применения которых превышает пользу при назначении.

Тем не менее, несмотря на свой потенциал, внедрение ИИ в аптечную практику сталкивается с рядом проблем. Некоторым аптекам, особенно индивидуальным и небольшим организациям с ограниченными финансами и ресурсами, первоначальные затраты и усилия на интеграцию ИИ могут показаться сложными. Для создания доверия к системам ИИ необходимы «руководящее начало» и пояснения пользы, комплексное образование и обучение фармработников, поскольку сопротивление внедрению инноваций — довольно стойкое явление в фармрознице.

Сотрудничество между аптечными работниками, разработчиками ИИ и поставщиками медицинских и фармацевтических услуг призвано стимулировать инновации, совершенствовать инструменты ИИ для удовлетворения конкретных потребностей аптек.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации15.12.2000
Уставной капитал8 400,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Якиманка, пр-кт Ленинский, д. 4 стр. 1а, эт 2 пом I оф 21
ОГРН 1027739003302
ИНН / КПП 7706221149 770601001
Среднесписочная численность36 сотрудников
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия