РБК Компании

Как выстраивать диалог, чтобы команда вела бизнес к росту

Опытный предприниматель и профессиональный медиатор Ксения Тихомирова о главных принципах работы с сотрудниками, чтобы построить команду роста
Как выстраивать диалог, чтобы команда вела бизнес к росту
Источник изображения: Личный архив Ксении Тихомировой
Ксения Тихомирова
Ксения Тихомирова
Предприниматель, медиатор, бизнес-коуч, руководитель Центра коммуникации и медиации при Академии контрактных отношений

Cовладелец 3-х успешных бизнесов в разных нишах, профессиональный коуч, сертифицированный медиатор, президент фонда поддержки культурно-исторических инициатив, член президиума «Опоры России»

Подробнее про эксперта

Каждый предприниматель мечтает о команде, где мечты, таланты, самодисциплина, стремление к цели каждого сотрудника тесно переплетены с планами, ценностями и культурой компании. Как создать «звездную команду»? Как выстраивать отношения с людьми, чтобы обеспечить бизнесу устойчивый рост? О секретах формирования сильной команды и грамотной коммуникации расскажет серийный предприниматель и опытный руководитель, Ксения Тихомирова.

Как выстраивать диалог, чтобы команда вела бизнес к росту

Ксения, что Вы считаете одним из главных драйверов роста бизнеса?

Одним из ключевых драйверов я считаю партнерские отношения внутри компании. Имею в виду не отношения между бизнес-партнерами внутри общего дела, а качество коммуникации между собственником и командой.

Качественная, устойчивая коммуникация — как настройка музыкального инструмента. Если струны натянуты туго, они рвутся, если слабо — появляется фальшь и диссонанс. В бизнесе так же: диалог между владельцем и командой должен быть гармоничным, гибким, в определенном смысле «на равных», чтобы каждый чувствовал себя частью общего дела.

При таком подходе люди перестают быть просто исполнителями. Они ощущают свою значимость и ответственность за успех компании, и бизнес получает новую энергию. Команда действует не «по указке», а стремится сделать вклад в общий результат. Это влияет на все: на уровень вовлеченности, качество работы и даже скорость принятия решений. В такой атмосфере идеи рождаются легко, а проблемы решаются быстро.

Как прийти к такой «партнерской коммуникации» с командой? По каким принципам строить диалог с людьми?

В фундаменте партнерского диалога несколько принципов, которые требуют от лидера не только стратегического мышления, но и глубокого понимания природы человека.

Первая опора — воспринимать каждого члена команды как равного партнера, профессионала, на которого можно полагаться. Когда бизнесмен искренне верит в высокое мастерство и незаурядные качества сотрудников, стирает границы возможного. Благодаря этому «цель нереалистичная» трансформируется в «целью амбициозную». В таком коллективе не нужно убеждать людей в достижимости целей и постоянно пушить сомневающихся, потому что «сомневающихся» нет, есть вдохновляющиеся.

Когда лидер видит в людях соратников, способных мыслить и действовать масштабно, они начинают чувствовать себя частью чего-то действительно значимого. Это бессознательно подталкивает самим становиться кем-то более значимым.

Вторая опора — выбор правильных людей для ключевых ролей. Бессмысленно тратить силы на попытки изменить тех, кто изначально не соответствует задачам и культуре компании.

В сложном механизме бизнес-процессов каждый человек должен быть на своем месте. Даже одна добротная и качественная деталь, поставленная не на свое место, сводит на нет всю работу системы. Так и с командой: важно быть внимательным и точным в подборе людей, чтобы исключить неполадки в работе.

Третий принцип — давать сотрудникам пространство для ошибок и роста. Это особенно сложно для лидеров, которые привыкли контролировать все до мелочей. Но рост происходит только там, где есть возможность экспериментировать, оступаться и падать.

Осознанное лидерство — это умение наблюдать, как человек учится  «держать баланс». Когда мы позволяем людям самим находить решения, мы даем им возможность осознать масштабы своего потенциала, поверить в него и раскрыть по-максимуму. Да, для этого нужно терпение и понимание глубинного «зачем мы делаем это». Но результат оправдывает ожидания: появляются по-настоящему сильные, стратегически значимые и высокопродуктивные члены команды.

Четвертое правило — постоянно напоминать себе и команде цель и смысл общего пути. Это не должна быть формальная, заученная, как таблица умножения, декларация миссии компании. Ценности, философия, культура, заглавные цели должны постоянно переосмысливаться. То, что перестает быть важным и нужным, должно трансформироваться в новое, в то, что объединяет и вдохновляет.

Когда команда ясно понимает, куда и зачем она движется, это становится якорем, который удерживает всех на плаву даже в условиях шторма. Лидер здесь — это маяк, задающий направление. Единая цель рождает энергию взаимодействия, которая позволяет преодолевать любые вызовы.

Как выстраивать диалог, чтобы команда вела бизнес к росту

В своих бизнесах Вы придерживаетесь этих принципов?

Стараюсь придерживаться. Если какой-то из них «заваливается» по каким-то причинам, я сразу вижу, как это негативно сказывается на результатах.

Поделитесь опытом, как используете эти принципы в своих командах

Чтобы прийти к пониманию, насколько важны эти правила в отношениях с командой, мне понадобился не один год и запуск не одного бизнеса.

Так, в компании «Атлас бизнеса» (мой самый «долгоиграющий» бизнес, ему уже 8 лет) я постигала и оттачивала в работе все четыре принципа. Было пройдено немало «грабель», прежде чем мы с партнером отладили бизнес-систему как швейцарские часы. Сегодня каждый специалист занимает «свое место»: на котором он максимально полезен и продуктивен. В команде нет дублирования функций и возможности разделить свою ответственность с тем, кто «компетентнее и опытнее». Каждый сотрудник — первоклассный специалист в своей сфере, и он решает свои задачи без оглядки на чью-то «широкую спину», за которой можно укрыться в сложной, нестандартной ситуации.

В другом бизнесе — «Центре коммуникации и медиации», где я совмещаю роли управляющего партнера и руководителя, — на каком-то этапе я оказалась в прокрустовом ложе между необходимостью обучить коллектив ключевым рабочим процессам и своей слишком высокой вовлеченностью в операционку. Я вовремя сказала себе «стоп», сознательно ослабила контроль над операционными процессами и стала учить сотрудников принимать решения и нести за них ответственность самостоятельно. И что примечательно: очень скоро они стали благодарить меня за доверие и возможность ошибаться и расти на своих ошибках. Это дало хороший толчок для развития не только команды, но и всего проекта.

Правильно выбранный формат коммуникации я считаю несущей опорой в сложной архитектуре отношений между людьми. Говоря о бизнесе, с этой опоры все начинается и ею же может закончиться самый многообещающий проект, если она хлипкая и неустойчивая. 

Источники изображений:

Личный архив Ксении Тихомировой

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации27.09.2013
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Зябликово, ул. Шипиловская, д. 64, к. 1, офис 147
ОГРН 1137799017916
ИНН / КПП 7724301679 772401001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Колпачный пер., д. 4, стр. 3
Телефон +78002500997

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия