РБК Компании
Главная МАСО 31 января 2025

Как помогает профессиональное обучение в условиях нехватки кадров

Дефицит кадров стал одной из главных проблем, сдерживающих развитие экономики в России
Как помогает профессиональное обучение в условиях нехватки кадров
Источник изображения: Freepik.com
Ирина Калюшик
Ирина Калюшик
Директор АНО ДПО «МАСО»

Учредитель и генеральный директор МАСО, эксперт в сфере дополнительного профессионального образования с опытом более 20 лет

Подробнее про эксперта

По данным Ведомостей, около 35% российских работодателей испытывают трудности с поиском квалифицированных сотрудников. Этот показатель особенно высок в таких секторах, как промышленность, строительство, медицина, образование и IT. В условиях ускоренной цифровизации и демографических изменений ключевую роль в решении этой проблемы играет профессиональное обучение, которое становится основным инструментом формирования кадрового резерва.

Масштаб проблемы

На российском рынке труда выделяют несколько направлений, в которых ощущается нехватка специалистов:

  1. Рабочие специальности. Сварщики, токари, машинисты и другие квалифицированные рабочие остаются наиболее востребованными, особенно в регионах с развивающейся промышленностью.
  2. Медицина и образование. Врачи и учителя неравномерно распределены по стране, в отдаленных регионах их катастрофически не хватает.
  3. IT-сфера. Российской экономике ежегодно требуется не менее 200 тысяч новых IT-специалистов.
  4. Строительство и транспорт. Бригады строителей, инженеры, логисты и водители остаются одними из самых дефицитных профессий.

Проблема кадрового дефицита вызвана следующими факторами:

  • Быстрое устаревание знаний на фоне технологических изменений.
  • Отсутствие мотивации к переезду в регионы.
  • Недостаточное внимание к практическим навыкам в системе образования.
  • Низкая популярность рабочих профессий среди молодежи.
  • Демографический спад 1990-х годов, сокративший поколение потенциальных работников.

Система профессионального обучения как решение

1. Гибкость образовательных программ

Одной из главных задач профессионального обучения является создание образовательных программ, которые могут быстро адаптироваться под текущие и будущие запросы рынка труда. Это достигается через:

  • Постоянное обновление учебных планов.
  • Включение в программы обучения новых технологий и практических навыков.
  • Развитие системы модульного обучения, где каждая образовательная единица отвечает за освоение конкретного навыка.

2. Роль цифровых технологий в обучении

Технологии играют важную роль в изменении формата профессионального обучения. Примеры успешного применения:

  • Онлайн-курсы. Платформы, вроде Международной академии современного образования, позволяют получать востребованные навыки из любой точки мира.
  • VR и AR технологии. Виртуальные симуляторы дают возможность отрабатывать практические навыки в безопасной среде. Например, медицинские симуляторы обучают врачей проводить сложные операции.
  • Автоматизированные системы оценки. Искусственный интеллект помогает оценивать успеваемость студентов и адаптировать процесс обучения под их потребности.

3. Дуальная система обучения

Эта модель, объединяющая теорию и практику, давно доказала свою эффективность. В России ее развитие идет через интеграцию образовательных учреждений с предприятиями. Например:

  • Учебные заведения разрабатывают программы совместно с работодателями.
  • Студенты проводят до 50% времени на реальных рабочих местах, получая опыт.

4. Переподготовка и повышение квалификации

Профессиональное обучение должно быть доступно не только молодежи, но и взрослым, чьи знания требуют обновления. Программы повышения квалификации включают:

  • Обучение новым технологиям.
  • Переквалификацию для смены профессии.
  • Поддержку сотрудников, которые возвращаются на рынок труда после долгого перерыва.

Роль государства

Государство является ключевым участником в решении проблемы нехватки кадров. Его задачи включают:

  1. Субсидирование образовательных программ. Например, проект «Цифровые профессии» покрывает половину стоимости обучения на IT-курсах.
  2. Создание сети центров профессионального обучения. Эти центры позволяют обучаться вблизи места жительства, что особенно важно для жителей регионов.
  3. Разработка прогнозов кадровой потребности. Государственные органы анализируют рынок труда и формируют заказ на подготовку специалистов.
  4. Стимулирование работодателей. Компании, создающие учебные программы или проводящие стажировки, получают налоговые льготы.

Роль бизнеса

Крупные компании активно участвуют в решении проблемы кадрового дефицита:

  • Стажировки и программы наставничества. Молодежь получает возможность обучаться у опытных сотрудников.
  • Сотрудничество с вузами и колледжами. Совместные образовательные программы обеспечивают подготовку специалистов с нужными компетенциями.

Перспективы профессионального обучения

Для решения проблемы дефицита кадров в долгосрочной перспективе важно:

  1. Развитие международного сотрудничества: привлечение зарубежных экспертов и участие российских студентов в международных программах.
  2. Создание индивидуальных траекторий обучения, учитывающих потребности конкретного студента.
  3. Популяризация рабочих и инженерных профессий через профориентацию школьников.

Дефицит кадров — это вызов, который можно преодолеть только через комплексный подход. Государство, образовательные учреждения и бизнес должны действовать совместно, чтобы создать эффективную систему профессионального обучения. Гибкие образовательные программы, использование современных технологий и активное участие работодателей помогут сформировать поколение специалистов, способных отвечать на вызовы современного рынка труда.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

109 000 выпускниковАкадемия выпустила свыше 109 000 специалистов
Реестр ФИС ФРДОДипломы выпускников МАСО зарегистрированы в Федеральной информационной системе ФРДО
Более 2000 программУчебное заведение предлагает более 2000 курсов по различным направлениям

Профиль

Дата регистрации09.11.2022
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Текстильщики, ул. Артюхиной, д. 4, стр. 1, помещ. 5.15
ОГРН 1227700738418
ИНН / КПП 9723175961 772301001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Артюхиной, д. 4, стр. 1
Телефон +78003009502
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия