РБК Компании
Главная CAS Group 18 апреля 2024

Как мотивировать команду во время кризиса

Современный мир — это тревожная реальность. Как создавать стабильность и работать с персоналом, если гармония воспринимается как иллюзия, влекущая катастрофу
Как мотивировать команду во время кризиса
Динара Гайнутдинова
Динара Гайнутдинова
Управляющий партнер компании CAS Group

Международный сертифицированный эксперт и тренер в области управления изменениями, практик, преподаватель РАНХиГС

Подробнее про эксперта

Мир BANI — Brittle Anxious Nonlinear Incomprehensible (Хрупкий Тревожный Нелинейный Непонятный) — концепция реальности, в которую мы шагнули с началом пандемии. Его угрозы — постоянный риск оказаться в числе аутсайдеров рынка. Так произошло с компаниями HoReCa во время пандемии, когда внешние обстоятельства поставили под угрозу их существование. Международные санкции стали серьезным испытанием для логистических, ресурсодобывающих и торговых компаний.

Хрупкость обстоятельств стимулирует антихрупкость бизнеса. Об этом писал экономист Нассим Талеб, и сегодня мы воочию наблюдаем данную тенденцию в современной России. Несмотря на международные ограничения, экономика развивается, и даже Международного валютный фонд (МВФ) повысил оценку динамики отечественной экономики до 3,2% с 2,6% в 2024 году.

Тем не менее внешние обстоятельства — это испытание для сотрудников компаний, которые не видят комплексную картину развития и оценивают перемены сквозь призму собственных эмоций. Задача бизнес-лидера — прокладывать команде путь в предсказуемый мир и открывать возможности, созданные под влиянием обстоятельств.

Как видеть мир BANI

Чтобы работать с сотрудниками, нужно четко понять, чего они ожидают. Опираясь на концепцию мира BANI можно сформулировать ключевые потребности людей:

  • Хрупкость под влиянием внешних факторов требует потенциала и устойчивости 
  • Тревожность продиктована зависимостью от информации и требует эмпатии и внимательности в ее подаче
  • Нелинейность формирует разницу восприятия мира физического и воображаемого и требует адаптивности и понимания масштабов
  • Непостижимость больших объемов, даже если речь о больших данных и машинном интеллекте, требует прозрачности и интуиции 

Антикризисные коммуникации

В период нестабильности сотрудников волнует два главных вопроса: что будет с компанией, и как изменится их зарплата. Руководители зачастую считают, что делиться можно только информацией, которая на 100% выверена, но в мире BANI нет стопроцентных гарантий, что повестка не изменится завтра. Ждать, пока информация получит максимальное количество подтверждений, не совсем верно. 

Вы должны быть честным и демонстрировать решительность и вовлекать людей в перемены. Коммуникация должна быть двусторонней. Давайте сотрудникам право голоса и отвечайте на вопросы. Раз в месяц проводите Q&A-встречи, организуйте анонимные опросы, собирайте обращения на корпоративном портале. 

Задействуйте все каналы коммуникаций, чтобы каскадировать единую антикризисную позицию на все уровни компании, и максимально вовлечь сотрудников в процесс изменений.

Четкие и достижимые цели

Сотрудники должны понимать, что вносят вклад в развитие компании и иметь четкие цели. Достижение коллективных целей сплачивает команду, стимулирует внутреннее общение в команде, что важно в турбулентное время.

Использование системы OKR (цели и ключевые результаты) в сочетании с традиционными KPI позволяет добиться наилучших результатов, поскольку помогает продемонстрировать, как каждая задача соотносится с видением и стратегическими целями бизнеса. Цели должны ставиться на короткие горизонты: на неделю, месяц, квартал. По итогу их достижения, руководителям следует донести обратную связь, в которой отметить роль сотрудника.

Внимание к успехам

По данным исследования OfficeVibe, вовлеченность сотрудников повышается на 60%, если менеджеры отмечают их успехи. В кризисный период сотрудникам приходится прикладывать особые усилия, чтобы подстроиться под новые условия. В этом случае обратная связь от руководства играет еще более важную роль.

Слова благодарности могут поддержать коллектив, во многом компенсируя увеличившуюся эмоциональную нагрузку. Достаточно отметить успехи сотрудников (обязательно по именам) на общем собрании, в новостной рассылке или в общем рабочем чате, и лично поблагодарить каждого за его вклад в развитие бизнеса.

Сотрудничество

Работа в команде повышает внутреннюю мотивацию, усиливая чувство значимости и ответственности. В трудные времена люди склонны закрываться, отгораживаться от окружающих, потому что переживают за свое личное будущее.

Следует уделить внимание очным совещаниям, круглым столам, общим обсуждениям презентаций проектов. Сотрудники, объединенные общими целями, лучше коммуницируют и видят больше смысла в работе.

Обучение и новые навыки

Отдельная история — это обучение. Поощряйте инициативу сотрудников поделиться знаниями и экспертизой в их профессиональной сфере. 

Не всем людям обязательно постоянно учиться, чтобы поддерживать высокую мотивацию. Однако, когда сотрудники находятся в состоянии турбулентности, важно поощрять изучение новых навыков. Это пойдет на пользу и коллективу, и компании. 

Повышение квалификации сотрудников — отличный способ адаптироваться к текущей ситуации и подготовиться к будущему. Это способствует расширению возможностей и укреплению позиций бизнеса. Тогда на выходе из кризиса вы получите вовлеченную команду, которая будет более эффективно решать задачи и достигать целей компании. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Эксперт по трансформациямБолее 15 лет реализуем проекты по управлению изменениями и антикризисному менеджменту

Профиль

Дата регистрации19.10.2023
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Тверской, ул. Селезневская, д. 22, помещ. 4/Т
ОГРН 1237700705571
ИНН / КПП 9707012600 770701001

Контакты

Адрес 127473, Россия, г. Москва, ул. Селезневская, д. 22, пом. 4/Т
Телефон +74951093111

Социальные сети