РБК Компании

Куда приведет «последняя миля»: проблемы и перспективы доставки

Михаил Назаров рассказал о барьерах, трендах и перспективах развития услуги доставки «последней мили»
Куда приведет «последняя миля»: проблемы и перспективы доставки
Михаил Назаров
Михаил НазаровС 2022 года занимает должность исполнительного директора сервиса «Грузовичкоф»

Михаил Назаров — один из ведущих экспертов в области логистики, автомобильных перевозок и коммерции. Более 20 лет он занимает высшие позиции в ключевых организациях страны, в которых занимался вопросами стратегического развития, масштабирования бизнеса и продаж. Профессионализм Михаила подтверждает полученная степень MBA General. Регулярно выступает в качестве спикера на отраслевых конференциях, форумах и различных мероприятиях.

Подробнее

Доставка до конечного покупателя, как неотъемлемый сегмент всей цепи поставки товара, сейчас наиболее актуальна и динамически развивается одновременно с увеличением объемов заказов в направлении e-commerce. Так, об этом свидетельствуют цифры и показатели: согласно подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), доля российского e-commerce в 2022 году выросла более чем на 30% год к году, до 5 трлн. рублей. По оценке Data Insight, прогнозируемый объем e-commerce на российском рынке в 2023 году — 7,9 трлн. рублей. В прошлом году до потребителя доставлено 2,5 млрд заказов, при этом, около двух третей всех заказов в общем объеме «последней мили» были доставлены клиентам через ПВЗ. Прогнозируемое количество заказов в 2023 году — 4,5 млрд, что почти в два раза больше прошлогоднего показателя. 

В связи с актуальностью услуги растут и требования к ней. Ключевыми атрибутами для потребителя являются цена, скорость, бесшовность доставки, доступность, вариативность услуг и клиентоориентированность. 

Сегодня заказчик не задумывается о том, как он получит товар, кто ему его доставит: процесс бесшовной доставки актуален и поставлен в приоритет, а также максимально интегрирован в саму покупку. В этой связи перевозчику важна глубокая интеграция всех своих бизнес-процессов в технологию работы маркетплейса или производителя. 

Кроме этого, значительно расширяется номенклатура заказываемых в интернете товаров, в том числе крупногабаритной техники, мебели, строительных и отделочных материалов, хрупкого груза и прочего. Доставка этого сегмента требует включения в услугу погрузо-разгрузочных, такелажных работ, а также дополнительной упаковки. И все это необходимо осуществлять круглосуточно, 365 дней в году, в нужное для клиента время и в удобном месте.

Среди проблем и барьеров доставки «последней мили» отмечу соотношение цены и ценности услуги, ограниченность людских и производственных ресурсов, слабое взаимодействие субъектов цепочки доставки, а также распределение ответственности между ними.

Актуальная проблема — недостаточное соответствие цены и ценности: зачастую клиенты не понимают, из каких компонентов складывается себестоимость доставки и почему иногда она может быть даже больше стоимости самого заказываемого товара. Грузоперевозка — это сложнейший многоэтапный процесс, который обеспечивает и сопровождает большое количество высококвалифицированных специалистов. Наша задача корректно аргументировать предлагаемый прайс с учетом стратегических целей и задач развития Сервиса. Я всегда говорю, что мы не дорогие, мы столько стоим. 

Во-вторых, сегодня на рынке наблюдается значительная ограниченность людских и производственных ресурсов, что в разы усугубляется ростом закупочных цен на транспорт, запчасти и ГСМ. При этом, так как мы сфокусированы на отечественных производителях транспортных средств, то в меньшей степени ощущаем на себе издержки стоимости и доступности грузовых автомобилей и комплектующих к ним. Также на регулярной основе мы ищем инструменты привлечения, удержания и стимулирования персонала, в частности водителей, грузчиков, логистов, а также работаем над улучшением условий труда, повышением престижа профессии.

В качестве перспектив развития направления доставки «последней мили» выделю автоматизацию процессов, следовательно повышение их эффективности и оптимизацию издержек, развитие региональной логистики, консолидацию рынка перевозчиков, а также проектную логистику на паритетной основе и транспортный аутсорсинг. Эти меры позволят повысить качество услуги, а также удовлетворить ожидания клиентов.  

Еще одна из точек роста — сделать роль перевозчика в общей цепочке поставок более значимой. Компании-производители, маркетплейсы могут использовать опыт, экспертизу и репутацию понятного игрока — эксперта транспортного рынка для улучшения своей репутации, конкурентоспособности, повышения добавленной стоимости. Выстроенная операционная деятельность перевозчика, благодаря которой он может доставить товар оперативно, точно в срок и по объективной стоимости, может и должна стать для конечного потребителя преимуществом при выборе поставщика как товара, так и логистических услуг.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Бренд года — 2023Сервис вошел в рейтинг лучших компаний Северо-Запада по версии газеты «Деловой Петербург»
Лучший наставник 2023Сервис стал одним из победителей в конкурсе «Лучшие практики наставничества города Москвы — 2023»
ТОП-10 лучших компаний СПбВошли в ТОП-10 лучших компаний Санкт-Петербурга в премии «Признание и влияние» издания «Фонтанка.ру»
Лучший клиентский сервисПобедили в конкурсе-исследовании РБК Петербург на выявление лучших клиентских практик

Профиль

Дата регистрации23.12.2016
Уставной капитал30 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Санкт-Петербург НАБ. ОБВОДНОГО КАНАЛА Д. 24 ЛИТЕР Д ПОМЕЩ. 36.1 ОФИС 1
ОГРН 1167847493835
ИНН / КПП 7816349286 781101001
Среднесписочная численность28 сотрудников

Контакты

Адрес 192019, г. Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 24 лит Д, БЦ «Амилен»
Телефон +78001003330

Социальные сети