Как развивается рынок коучинга и что влияет на спрос
Эксперт ФПП, коуч первых лиц, член Комитета по науке и коуч-методологии, Александр Зотов, прогнозирует экспоненциальный рост потребления коучинга в России

Эксперт, инженер, психолог, коуч первых лиц, автор «инженерного коучинга», член Российской Академии Естествознания, член ICI, АСИ, Союза РПЧ, ректор Института консалтинга и управления (ICM), профессор
Объем мирового рынка коучинга ежегодно составляет около 2 триллионов рублей, а интерес россиян к этой сфере, по данным Росстата, ФПП, HH.ru и других источников, неуклонно растет год от года.
Предпосылки
При этом все больше тех, кто хочет непосредственно освоить сам предмет. Чем обусловлена подобная потребность? Во-первых, люди (потребители) стали более просвещенными и, наконец, научились разделять понятие инфобизнеса и коучинга.
Массмедиа до последнего смешивали эти определения без уточнений, навешивая негативный ярлык на обособленную коучинговую отрасль. Но в то же время разогнанная истерия в СМИ пробудила интерес к данной методологии и профессии, тем самым заметно расширив охват потребителей и запустив невиданную виральность.
Де-юро
Важно отметить, что в 2024 году Национальное агентство развития квалификаций РФ одобрило и внесло в федеральные реестры четыре обособленные квалификации в контексте профессионального стандарта «Консультант в области управления персоналом»:
- Коуч по вопросам карьеры: 6-ой уровень квалификации: № 07.01400.01
- Бизнес-коуч: 6-ой уровень квалификации: № 07.01400.02
- Коуч бизнес-команд: 7-ой уровень квалификации:№ 07.01400.03
- Коуч для руководителей высшего звена: 7-ой уровень квалификации: №07.01400.04
Кроме того, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии профессия «Коуч» официально включена в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, и с 1 января 2026 года положение вступит в силу.
Именно данные позиции определили легитимность и обособленность деятельности коучей в современной России.
Дополнительно важно уточнить, что многочисленные иностранные стандарты и сертификаты не имеют права регламентировать (разрешать, запрещать) деятельность коучей в нашей стране.
Только российский диплом установленного образца о профессиональной переподготовке, внесенный в реестры ФИС ФРДО от образовательного учреждения, по учебной программе, прошедшей проверку и государственное лицензирование Рособрнадзора, имеет легитимный статус и позволяет обладателю диплома работать в правовом поле РФ.
Де-факто
Когда потребитель впервые знакомится с понятием коучинга, то пытаясь в нем разобраться, традиционно ищет ответы на вопросы: «Как там все устроено?» и «Поможет ли коучинг персонально мне?».
Коучинг — это междисциплинарная профессия, прошитая целым пластом компетенций, таких как психология, социология, менеджмент, управление, философия, логика, лидерство. Согласно закону РФ, профессию коуча невозможно получить без высшего образования.
Коучинг — это вторая профессия, и требует сопутствующих базовых профессиональных знаний и коммуникативного опыта. Поэтому при равной подготовке и интеллекте на рынке будет востребован более опытный коуч, прошедший свой жизненный путь взлетов и падений.
Нюансы обучения профессиональному коучингу
Особенность коучинга в том, что от специалиста требуется лидерские навыки. Если коуч на этапе обучения прогулял практические занятия и не наработал эту компетентность, то его клиент столкнется с ситуацией инфляционного коучинга, а потому не получит ожидаемый результат.
В том числе данная позиция определяет ключевое качество специалиста на рынке и часто становится причиной претензионного отношения потребителей к коучингу.
Сама подготовка специалиста по коучингу, в первую очередь, подразумевает трансформацию его первоначальных личностных установок. Итогом подготовки, помимо зачетных профессиональных навыков, должна стать усовершенствованная личность специалиста, готовая работать в лидерском концепте, но при этом без давления на клиента, назидания и обучения — умело устраняя свое присутствие в его решениях.
Проблемы при обучении коучингу
К сожалению, образовательные учреждения, занимающиеся подготовкой специалистов по коучингу, часто сталкиваются с ситуацией, когда слушатели не понимают, не готовы или не желают меняться.
Привыкший к формальному обучению (школа, колледж, вуз) слушатель может игнорировать обязательные трансформационные (болевые) образовательные процессы, предпочитая им мерно (комфортно) послушать лекцию, побыть на занятии, почитать книжку или посмотреть ролики из Ютуба.
Слушателю на этапе обучения, до момента получения заветной корочки (диплома), важно полноценно и заинтересованно присутствовать на практических часах с наставником (супервизиях), пройти отдельную практическую стажировку (получить первые свои коуч-часы) и получить официальный допуск к работе со стороны учебно-квалификационной комиссии учебного учреждения.
Таким образом, если учебная программа курса не содержит или содержит мало практических занятий, то выпускной документ (диплом) ничтожен по своей сути.
Качество коуча
По завершении обучения качество профессионального коуча определяется опытом «полевой» (практической) работы и подтвержденными коуч-часами персональной практики с платными клиентами, за которые должен поручиться один из профильных профсоюзов, например, таких как Федерация помогающих профессий.
Для этого каждый коуч персонально отвечает за своевременное внесение своего опыта в специальные реестры с целью их учета. И если коуч говорит, что у него 100 коуч-часов практики, то это всего лишь слова. Далее требуется ссылка на организацию, которая сможет это подтвердить.
На успех продаж услуг коучинга не влияют заявляемые в рекламе международные уровни и сертификаты коучинга. Правда в том, что потребитель — клиент коучинга — не разбирается в сложных аббревиатурах иностранных стандартов.
Но при этом потребители услуг отлично понимают ценность выпускных документов, соответствующих государственным образовательным стандартам ФГОС (федеральному государственному образовательному стандарту). Очевидно, что документы коуча, не соответствующие общероссийским нормам и требованиям, выходят за рамки правового поля РФ.
Коучу важно подтверждать свою квалификацию
Серьезные трудовые коллективы, работающие на достижение цели в условиях конкурентного противостояния, более не обходятся без сопровождения коучинга.
Особенно это заметно на крупных и средних предприятиях, где вопрос успеха и выигрыша часто в буквальном смысле зависит от экспертности и уровня компетенции специалиста, сопровождающего бизнес процессы.
В современных условиях, характеризующихся ростом доли зумеров в персонале и с учетом особенностей их подхода к работе, специалисты по коучингу, которые сопровождают бизнес в реальном времени и умеют нивелировать негативные тенденции, отлично справляются с этой задачей.
Кроме того, важнейший аспект в прорывных тенденциях, свежести взглядов, эффективной сквозной аналитике, понимании скрытных конкурентных особенностей, нестандартном креативном мышлении и диалоговой системе управления, занимает позиция руководителя, HR-директоров и топ-менеджеров предприятия. Проработка коуча с лидерами личностных деструктивов открывает новые возможности.
Допуск коуча к работе с официальными компаниями и структурами предприятий теперь переходит в плоскость повышенной ответственности государства. Таким образом, коуч должен участвовать в процедуре подтверждения квалификации, для чего в декабре 2025 года открывается пул профильных экзаменационных мероприятий. Только после этой аттестации специалист в России сможет называть себя коучем — «профессиональным».
В заключение
С уверенностью могу заявить, что в дальнейшем коучинг в России будет эволюционировать. Особенно если учесть, сколько ведущих специалистов коучинговой отрасли откликнулись и сейчас вовлечены в работу по разработке и апробации национального стандарта.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты



