Чем грозит коммерческий подкуп: как обезопасить компанию
Что такое коммерческий подкуп, чем он опасен для бизнеса и людей и как компания может обезопаситься от преступленийЭксперт в области оценки персонала
Что такое коммерческий подкуп
Определение «коммерческий подкуп» подразумевает сценарий преступления, когда кто-то предлагает сотруднику сделать что-то для выгоды подкупающего. Проще говоря, со стороны подкупаемого все выглядит так: «мне предложили деньги за то, чтобы я ничего не делал или сделал что-то».
В качестве вознаграждения чаще всего предлагают деньги.
Но «валютой» нередко выступают:
- недвижимость — квартиры, дома;
- движимое имущество вроде машин или дорогой техники;
- ценные бумаги;
- особые условия, например, скидки;
- драгоценности и даже списание долгов.
Важно: в рамках коммерческого подкупа «валюту» всегда можно измерить в денежном эквиваленте. А сами действия напрямую или косвенно связаны со служебными полномочиями или положением подкупаемого.
Такие преступления, разумеется, преследуются по закону. Отдельно прописан коммерческий подкуп в УК РФ. Статья 204 («Коммерческий подкуп») разъясняет как определение и классификацию преступлений, так и наказания за них.
Коммерческий подкуп и взятка: отличие
Может сложиться впечатление, что взятка, коммерческий подкуп аналогичны. В правовом поле они и правда оба находятся в группе «преступлений коррупционной направленности».
Однако взяточничество и коммерческий подкуп имеют существенные различия:
- при подкупе человек работает в коммерческой организации;
- а взятку дают тем, кто трудится на государственной или муниципальной службе.
Чтобы ясно показать, чем отличается коммерческий подкуп от взятки, скажем простым языком: взятку дают госслужащим (например, правоохранителям, главам госкорпораций и прочим), а подкупают представителей частного бизнеса (учредителей, гендиректоров, работников, отвечающих за финансы и т.д.).
Коммерческий подкуп: как доказать
Коммерческий подкуп — это коррупция и нарушение закона. Но для подтверждения нужны доказательства.
Источниками таких сведений могут быть:
- заявления и письма о фактах подкупа, подозрениях или предстоящей передаче взятки;
- признания людей, у которых вымогали взятку;
- обнаружение признаков самими правоохранителями.
Например, физические лица могут предоставить видео и аудиофайлы, на которых запечатлены провокации или даже договоренности, переписки в соцсетях и мессенджерах. А компании могут выявить подкуп через DLP-системы, которые сообщают о подозрительных активностях сотрудников.
Признаками коммерческого подкупа являются:
- Жизнь не по средствам. Например, если у человека есть слишком большие сбережения.
- Невыполнение законных обязанностей и требований под разными предлогами.
- Принятие решений по вопросам, которыми руководитель не должен или не обязан заниматься.
Не имеет значения, когда именно передали взятку: до или после действий подкупаемого. Коммерческий подкуп считается оконченным с момента, когда получатель принял хотя бы часть предложенных ценностей.
Уголовная ответственность за коммерческий подкуп
Наказание за подкуп понесет не только тот, кого подкупают, но и тот, кто подкупает.
Что может грозить за преступление (согласно ст. 204 УК РФ «Коммерческий подкуп»):
- штраф;
- ограничение свободы;
- тюрьма;
- исправительные работы;
- запрет занимать некоторые должности.
Исход зависит от суммы подкупа: чем она больше, тем жестче наказание. Какое наказание понесут преступники, решает суд.
Например, нарушитель может получить штраф до 1 млн рублей, а может — до девяностократной суммы подкупа. Помимо прочего, согласно УК, коммерческий подкуп (ст. 204) и наказание за него всегда сопровождаются запретом заниматься определенной деятельностью и занимать какие-то должности на несколько лет.
Положение дел будет еще хуже, если нарушители:
- подкупали, чтобы совершить преступление;
- вымогали подкуп;
- подкупали группой по предварительному сговору;
- совершили подкуп повторно.
Чем опасен коммерческий подкуп для бизнеса
Проступок повлияет не только на жизнь отдельного человека, но и на бизнес в целом. Давайте рассмотрим минимальный набор негативных последствий для компании.
Упущенная выгода
Подкупающий в первую очередь будет думать о себе. Если человек идет на такой риск и предлагает большие деньги, то его выгода будет еще более впечатляющей. А компания в это время вполне могла найти более профессионального исполнителя или, скажем, поставщика.
Проверки
Одним судебным разбирательством все вряд ли закончится. ФАС, налоговую и правоохранительные органы заинтересуют и более ранние сделки — точно ли компанию подкупили впервые? А не получил ли гендиректор свою пятикомнатную квартиру в центре города за заключение контракта с «друзьями»? Череда проверок будет нещадно бить по репутации.
Репутационные потери
СМИ редко оставляют без внимания крупные дела. Из-за огласки компромата компания попросту может потерять клиентов, партнеров и инвесторов. Доходы бизнеса вряд ли будут расти. А впоследствии компания и вовсе окажется на грани краха.
Примеры коммерческого подкупа: типичные схемы
Главная цель подкупающего — получить большую выгоду. В зависимости от цели схемы подкупа можно разделить на несколько групп.
Чтобы получить что-то
Это самая распространенная причина. Лицо, предлагающее ценности, надеется заполучить:
- разовый крупный контракт или преимущество при регулярных сделках;
- более приятные условия по взаимодействию;
- крупный, но особо выгодный кредит.
Например: представителя компании-заказчика предлагают вознаградить его за «правильный» выбор на конкурсе. Еще подкупить могут ради получения стратегически важной информации.
Чтобы оставить все как есть
Конкуренция в бизнесе не дает компаниям расслабиться. Позиции нужно удерживать. И в том числе для этого одни организации подкупают другие.
Например: владелец ТЦ оставляет для арендаторов прежнюю плату за определенный «откат» или поставщик пытается подкупить нового руководителя компании-контрагента, чтобы сохранить заказчика.
Чтобы сфальсифицировать что-то
Это, пожалуй, самый опасный для общества вид подкупа. Особенно когда речь идет про медицинские организации, обеспечение безопасности в тех или иных структурах или, скажем, авиаперевозки. Подкуп используют, чтобы избежать проблем, связанных с плохо выполненной работой и не пройденными проверками.
Например: руководителя медклиники подкупают, чтобы он не обращал внимание на частично сломанное оборудование. Или проверяющего от газовиков вознаграждают, чтобы он подписал акт по проверке безопасности.
Как не допустить коммерческий подкуп в компании
У 77% компаний есть подразделения или отдельные специалисты по борьбе с корпоративным мошенничеством. Чаще всего это службы экономической безопасности, отделы комплаенс или службы внутреннего аудита. В редких случаях функции отводят отдельно созданным подразделениям.
Каким образом компании узнают о нарушениях:
- от сотрудников и других лиц;
- в результате мониторинга деятельности;
- после внутреннего аудита или проверки службы безопасности.
Одни из самых популярных инструментов для борьбы с коррупцией — это проверка контрагентов. Тем не менее, компаниям необходимо не только бороться с нарушениями, но и вводить превентивные меры. Один из действенных способов — проверка кандидатов и сотрудников. Если ты нанял добросовестного и честного сотрудника, то риски коммерческого подкупа заметно снижаются.
И для этого не обязательно создавать отдельное подразделение. Оценку благонадежности можно доверить авторизованным системам по проверке кандидата, которые собирают данные по открытым источникам в один отчет.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль