РБК Компании
Главная ArrowMedia 26 июня 2024

Команда ArrowMedia провела исследование рынка мобильных приложений

Делимся результатами анализа рынка мобильных приложений: что изменилось и чего ждать
Рынок мобильных приложений

Поговорим об итогах ушедшего года для рынка мобильных приложений: рассмотрим динамику ключевых показателей, основных категорий приложений и магазинов. А также отметим главные тренды, которые зародились в 2023 и продолжают развиваться в текущем году. 

Ключевые показатели рынка мобайл за 2023 

Сравнение мобильного ландшафта с 2022 годом

По данным исследования data.ai, все ключевые показатели мобильного рынка за 2023 год демонстрируют рост. В прошлом году было 257 млрд новых установок приложений, что на 1% больше, чем в 2022. В магазинах приложений потрачено 171 млрд долларов, и это на 3% превышает данные предыдущего года. Возросли на 8% и затраты на мобильную рекламу, составив 362 млрд долларов. При этом время проведенное пользователями в приложениях перевалило за 5 трлн часов — на 6% больше, чем в 2022.

Динамика магазинов приложений

Лидерство по количеству заходов среди магазинов приложений удержал Google Play. Но его показатели несколько снизились, по материалам «Билайн.Аналитики», в 2023 на него приходилось 91,2% пользователей, а в 2022 — 95,4%. На второе место вышел RuStore, обогнав при этом App Store. Их доли составили 4,07% и 3,3% соответственно. Четвертую позицию занял каталог Huawei, с показателем в 1,15%. 

В связи с блокировками банковских приложений в Google Play в 2023 году выросла популярность RuStore. По данным Mediascope, его ежемесячная аудитория в декабре насчитывала 26 млн пользователей (это примерно треть от всей аудитории рунета), а в августе она была всего 17 млн человек. Согласно прогнозам аналитиков, доля RuStore на российском рынке только продолжит расти, во многом благодаря продвижению через аудиторию VK.

Обзор статистики по разным категориям

В тройку лидеров по установкам в мире как на Android, так и на iPhone входят игровые приложения, utilities, а также приложения для шопинга. 

Команда ArrowMedia провела исследование рынка мобильных приложений

  • Игры

Рынок мобильных видеоигр достиг в 2023 году объема выручки в 249,6 млрд долларов, продемонстрировав впечатляющий рост. Прогнозируется годовой прирост в 9,32% с 2023 по 2028 год, что позволит рынку достигнуть оценочных 389,7 млрд. Стабильность этого тренда указывает на то, что в ближайшие годы постоянно возрастает спрос на видеоигры. 

Ожидается, что численность мобильных игроков также продолжит расти и вскоре достигнет отметки в 172,5 млн. В число геймеров на смартфоне входит 42% россиян. Из них 72% активно участвуют в рекламе в приложениях за вознаграждение, а 64% предпочитают этот вид рекламы спонсированным постам в соцсетях. Рост покупательского намерения благодаря внутриигровой рекламе достигает 12%. В 2023 году рынок внутриигровой рекламы, по данным Statista, достиг впечатляющих размеров — 94,53 млрд долларов. Предсказываемый стабильный годовой темп роста составит 10,75%, что приведет к 2028 году объем рынка к отметке в 157,50 млрд. Эти данные подчеркивают перспективы in-game рекламы в мобильных приложениях. 

  • Финансовые приложения 

Данный вид приложений демонстрирует отрицательную динамику: на 17% снизилось количество установок. Они показали падение за счет изъятия из магазинов приложений App Store и Google Play популярных банковских и платежных сервисов.

  • Ритейл 

Устойчивое влияние на стремительное развитие мобильного e-commerce оказала пандемия. Но уже в первом полугодии 2023 прослеживается тенденция к снижению в Google Play, это может быть связано с тем, что покупатели возвращаются в офлайн-магазины. При этом число загрузок приложений для покупок на iOS сохраняется на прежнем уровне.

Приложения для e-commerce показали свою ценность для притока новых пользователей, что приводит к высокому уровню удержания. Приложения для iOS, как правило, демонстрируют более высокий его уровень, чем их аналоги из Google Play, что объясняет стабильные показатели загрузок с течением времени. 

  • Соцсети

Время, которое пользователи проводят в соцсетях, увеличилось до 2 трлн часов на Android-устройствах. В процентном исчислении рост составил 17%, и ему способствовало увеличение загрузок на 15%.

Вконтакте лидирует по охвату, но по времени, проведенному в приложении, он занял лишь 2-е место, по данным MediaScope. В этом показателе лидирует TikTok, несмотря на то, что по охвату он на 3-м месте. Telegram также существенно нарастил охват аудитории: в феврале 2023 площадку использовали 41% россиян, что в 1,8 раз превышает данные того же месяца прошлого года. А среднее время сеанса выросло в 1,4 раза.

Основные тенденции, взявшие свое начало в 2023 и перешедшие в 2024

Повышение активности в мобильных приложениях

По данным Mediascope, 90% всего digital-потребления приходится на мобильные устройства и чем моложе пользователи, тем больше времени они проводят с телефоном в руках. При этом 85% времени в смартфоне люди тратят на использование приложений. Около 51% проверяют их от 1 до 10 раз в день, 25% делают это 11-20 раз ежедневно, 16% — 21-50 раз, а 7% — более 51 раза в день.

Команда ArrowMedia провела исследование рынка мобильных приложений

Рост неигровых приложений

Ключевым источником роста мобильного рынка стали неигровые приложения. Расходы потребителей за 2023 год увеличились на 11% и достигли 64 млрд долларов. Этой тенденции способствовали соцсети, где лидером был TikTok — его выручка за все время превысила 10 млрд долларов, и это уникальное достижение для неигрового приложения. Также пользователи проявляют особый интерес к приложениям для стриминга, знакомств и создания UGC-контента.

Искусственный интеллект переходит на мобильные устройства

В 2023 ИИ пережил взрывной рост и привел к появлению новых секторов: чат-ботов с искусственным интеллектом и художественных генераторов. Это вызвало глобальный рост загрузок, а также времени, затрачиваемого на использование приложений с ИИ. На сегодняшний день это одна из наиболее привлекательных областей разработки мобильных приложений и, вероятно, что в конце 2024 появится огромное количество таких приложений в магазинах.

На фоне ажиотажа вокруг новых приложений ИИ в некоторых более традиционных направлениях также наблюдался сильный рост. Travel-приложения продолжали ставить рекорды: в 2023 году их загрузили более 3 млрд человек по всему миру, что на 13% больше, чем в 2022, а также показатель превзошел 2,2 млрд загрузок в 2019 году до пандемии. 

Усиление роли рекламы внутри приложений

Продолжает развиваться In-app формат, который стал действительно значимым в 2023 году и занимает наиболее весомую долю в медиасплитах. 

Команда ArrowMedia провела исследование рынка мобильных приложений

Также укрепляет свои позиции In-game формат: по прогнозам специалистов, к 2026 году аудитория вырастет до 2,3 млн, увеличатся бюджеты на этот инструмент и прибыль с пользователя. 

Доля рекламы внутри приложений постоянно увеличивается: по данным Сбера, In-app ad показывает рост на 30%. В числе ее преимуществ — большие охваты, доступ к новым пользователям, низкая стоимость закупки и возможности масштабирования.

Самые результативные форматы In-app:

  • баннеры в приложениях (рекомендуют использовать с включенной post-view атрибуцией);
  • rewarded video (рекомендуют использовать под точно определенные сегменты аудитории);
  • self-сервисы (рекомендуют использовать видеокреативы и регулярно их обновлять);
  • interstitial / fullscreen banner & video;
  • нативные видео в премиальном сегменте.

Новые методы продвижения приложений

После того, как App Store и Google Play закрыли доступ к рекламным инструментам, в РФ стали востребованы данные методы продвижения:

  • PWA (Progressive Web Application). Технология преобразует сайт в приложение, а аналитика доступна в Google Analytics и Яндекс Метрике;
  • корпоративный сертификат от App Store. Его можно получить для распространения приложения внутри организации;
  • прямые установки IPA/APK. Архивные файлы приложений можно установить в обход магазинов на IOS и Android;
  • предустановки. APK-файлы устанавливаются на заводе производителя смартфонов, а приложения пользователь загружает у российского вендора при покупке устройства;
  • VK Mini Apps. Мини-приложения развиваются внутри соцсетей VK и Одноклассники;
  • Web Apps-боты. С их помощью можно перенести приложение и сайт в Telegram-бот.

Как изменится рынок мобильных приложений в 2024 году

В 9 раз выросло количество загрузок приложений с функцией генеративного искусственного интеллекта за прошлый год. В 2024 этот тренд станет еще более значимым в мобильной сфере: ожидается увеличение еще на 40% числа загрузок приложений, способных генерить контент. Прогнозируется положительный тренд и в играх: потребительские расходы вырастут на 4%. Тем не менее, они останутся ниже пиковых уровней, зафиксированных во время пандемии.

Главным драйвером роста доходов соцсетей станут покупки внутри приложений, ранее это была прибыль от рекламы. При этом активность пользователей и время, проведенное в приложениях, играли важную роль в успехе рекламных кампаний. Однако в 2024 году большое число площадок будет генерировать доходы непосредственно от потребителей. По прогнозам data.ai, сети для обмена медиа-контентом нарастят потребительские расходы на 152%, достигнув отметки в 1,3 млрд долларов. И это частично сместит финансовую нагрузку с рекламодателей на самих пользователей.

E-commerce в России существенно растет, и мобильные устройства играют здесь основополагающую роль. Бренды оптимизируют мобильные платформы, а решения для оплаты, включая цифровые кошельки и бесконтактные платежи, становятся все популярнее. По данным партнеской сети Admitad, более 35% онлайн-заказов в 2023 году российские потребители сделали через смартфон. При этом их доля в общем количестве онлайн-покупок за год выросла с 31% до 35%, соответственно можно говорить о положительной динамике и ожидать дальнейший рост в 2024 году.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации10.01.2014
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ДАНИЛОВСКИЙ РАЙОН УЛ ЛЕНИНСКАЯ СЛОБОДА 19 ПОМ 242
ОГРН 1147746006320
ИНН / КПП 7725814962 772501001
Среднесписочная численность155 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 19, БЦ «Омега Плаза», офис 242
Телефон +74956486865

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия