Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Логистика. Ответственность. Porsche

Основатель SLP-logistic Михаил Горский — о вызовах, гиперответственности в бизнесе, преодолении кризисов и честном подходе к развитию компании
Логистика. Ответственность. Porsche
Источник изображения: Фотография из личного архива Михаила Горского
Михаил Горский
Михаил Горский
Генеральный директор

Предприниматель, основатель SLP-logistic, эксперт по международной логистике и переводам.

Подробнее про эксперта

Основатель и генеральный директор SLP-logistic Михаил Горский уверен: предпринимательство — это не только про свободу, но и про гиперответственность, честность с собой и внутренний драйв. В интервью РБК Компании он рассказывает, почему не может позволить себе исчезнуть даже в кризис, как желание купить Porsche Panamera стало метафорой его подхода к жизни и бизнесу, за что любит Ремарка и почему успех для него — это всегда про результат.

Михаил, расскажите, как вы решились уйти из найма и открыть свой бизнес в 27 лет? Когда случился поворотный момент?

Я для себя сделал вывод, что знаю больше, чем все руководство. Сейчас понимаю, что руководитель не обязан знать детали таможенного оформления или логистики, но тогда был уверен: «Да вы же идиоты». После нескольких лет работы в крупных, а потом и небольших компаниях решил: «Все, хорош, я все могу. Таможню знаю, логистику знаю, а остальное приложится». 

К этому моменту у меня уже появились свои клиенты, и я окончательно разочаровался в руководстве, которое само не знает, что делать, куда вести компанию. Коллеги, с которыми я работал, зачастую просто занимали свои места без реальной мотивации и желания развиваться. В найме меня подрывали постоянные изменения условий и отсутствие прозрачной мотивации. Я всегда стремился работать больше и эффективнее других, что позволяло мне увеличивать продажи и привлекать клиентов. 

Этот опыт стал для меня внутренним переломом — я понял, что хочу вести бизнес самостоятельно, контролировать свои доходы и развиваться по своим правилам. Именно это понимание и стало отправной точкой моего перехода в самостоятельное предпринимательство.

Как справлялись со страхом начинать бизнес в логистике, особенно в условиях санкций? Был ли у вас план Б?

На рынок я вышел в 2021 году, санкций еще не было. Если бы были, то было бы сложнее, возможно, и не вышел бы. Рынок логистики всегда был перегрет. Чтобы стать экспедитором, не надо никаких вложений — достаточно иметь подрядчиков, в которых уверен, и выходить на рынок. Но если говорить о долгосрочной работе и развитии, тут начинается тяжело — конкурируешь с сильными игроками. 

Всегда держу мысль, кем могу быть, если что-то пойдет не так. Если все накрылось, все плохо, прогорели — пойду не в логистику, а в наем, в закупки, например, в нефтянку или закупки оборудования. Всегда сверяюсь с собой: сколько могу зарабатывать в моменте, потому что у меня много обязательств, которые ежемесячно сжирают огромные суммы денег.

Поэтому мой план Б — если не свой бизнес, то с удовольствием поработаю в найме. Мне всего 31 год, с радостью наберусь опыта и стартану со своим продуктом. 

Какие качества вы цените в сотрудниках? 

На собеседованиях сразу говорю, что любые мысли и негодование надо высказывать открыто, не копить и не уходить в тайне. Токсичные люди — яд для команды, их нужно быстро выявлять и устранять. Ценю инициативу, готов платить за нее большие деньги, чтобы человек думал о компании и что можно улучшить. Грош цена преданности без эффективности. Бывали люди в компании, которые клялись в преданности, но не приносили результатов, их КПД был очень низким. Руководители должны показывать конкретные результаты, а не просто помогать всем. 

А как вы решаете конфликтные ситуации?

Я не сторонник личных разборок — это стресс. Но заминать конфликты нельзя. Нужно выявить проблему, проговорить ее, чтобы в дальнейшем она не повторялась. Я работал с руководителем, который был склонен заминать конфликты, поэтому у себя в компании так не делаю. Мы не ищем виноватых, а ищем решения через диалог. 

Как реагируете на критику, что ваша компания — «очередная логистическая фирма»?

Мой главный критик — жена, которая всегда переживала за меня. До открытия ООО я уже пытался открыть ИП, но тогда был совсем юн и вообще не понимал, что делаю. Когда открывал компанию, конечно, жена критиковала: «У тебя нет опыта управления, ты знаешь только производство, а владение компанией — это менеджмент».

Когда я загорелся какой-то идеей, я должен попробовать! Был готов к тому, что прогорю, просто поиграю в бизнес, но обязан был попробовать. Это касается не только бизнеса. Год назад была ситуация, когда я страстно захотел Porsche Panamera, ничего с собой не смог сделать: через два месяца у меня уже был Porsche. Я не смогу спать, жить не могу, если не добьюсь цели, не реализую желание. Похожее происходит с бизнесом.

Что удерживает вас от того, чтобы сдаться, когда все идет не по плану?

Ответственность. Гиперответственность. Как недавняя ситуация, когда у нас завис один миллион евро на счетах в Сербии. Четыре недели клиенты психовали, сотрудники были под давлением. Но я не мог исчезнуть. Я приезжал в офис, показывал своим лицом, что все под контролем, объяснял команде, что делаем для выхода из кризиса. Было тяжело, но я не мог подвести ни сотрудников, ни клиентов. В итоге деньги вернулись, мы начали закрывать долги.

Я просто не мог себе позволить, как владелец компании, исчезнуть из поля зрения. Это проверка на вшивость и в плане клиентского сервиса. Многие начали бы думать о банкротстве, если деньги не вернутся. Я пошел по другому пути: думал, за сколько смогу продать свою машину, машину жены, квартиру — лишь бы вернуть все деньги. Я не могу позволить себе пойти по легкому пути банкротства. 

Расскажите о внутренней мотивации и источниках силы. Что вами движет в сложных ситуациях?

В первую очередь — стойкое желание никого не подставить: ни клиентов, ни сотрудников. Сначала думаю о них, потом о себе. 

Во-вторых, у меня нарциссическое расстройство. С ним крайне сложно косячить. Если я потеряю свою опору в плане материального достатка, мне нужно будет проходить огромный этап набора нового фундамента: кто я, что я, про что я. Сейчас у меня все сводится к материальному, к успеху.

В-третьих — семья. Когда все хорошо, от семьи можно открещиваться: мол, много работы. Но когда плохо, то сразу иду к жене, жалуюсь, и мы вместе думаем, что делать и как. 

Как находите баланс между амбициями и реальностью?

Я очень сдержанный человек. Если говорить про эмоциональный портрет, то я всегда про реализм, на земле, особо не улетаю. Могу увлечься запуском проекта. Например, загореться и купить фуру или четыре фуры. Но это все равно не про космос. Не позволяю себе улетать в космос. Люди из космоса — это другой уровень, они строят стадионы! Мне пока рано.

Чем вы особенно гордитесь за последний год?

Я минимизировал употребление алкоголя — практически на нет свел. Думаю, у меня суммарно наберется около 7 дней за весь год, когда я употребляю алкоголь. Это для меня гордость, потому что раньше употреблял чуть ли не каждый выходной. Понял, что моя нервная система просто не справляется: стресса становится все больше, а алкоголь очень пагубно влияет на нервную систему. Следующим этапом планирую бросить сигареты, но с ними сложнее.

Горжусь тем, что не бросаю зал. Для многих это может показаться мелочью, но для меня это не так: мной особо никто не занимался в детстве, не было привычки куда-то ходить. Я всегда был сам себе предоставлен: обычный троечник, интеллигентный, но посредственный ученик. Самостоятельно выстроить правильные привычки и тайм-менеджмент было безумно сложно, но все сработало. Уже два года хожу в зал, поддерживаю форму, стараюсь проходить по десять тысяч шагов в день. 

Как вы измеряете свою эффективность? Какие у вас метрики?

На данный момент показателем моей эффективности является работа моей компании. Компания растет — значит, над этим я потрудился. Говорю об этом с сожалением, потому что хочется, чтобы люди, которым я плачу большие деньги, влияли на процессы сами, а мне приносили только отчеты. Пока это не так: пока я не начну задавать вопросы, анализировать, придумывать новые инструменты — ничего не сдвигается с мертвой точки. Я, слава богу, уже ничего не делаю руками, просто нет времени. 

Какие три качества делают предпринимателя успешным? Как вы относитесь к интуиции в бизнесе?

Первое – ответственность/решительность. Второе — умение планировать. Третье — аналитика. Интуиция, конечно, есть, но я больше доверяю фактам и цифрам. Интуиция важна в сферах, где надо ловить тренды и быстро реагировать, но я предпочитаю планомерно годами выстраивать фундамент, а не ловить хайп.

Где вы видите себя и свою компанию через 3–5 лет? Будете ли вы все еще связаны с логистикой?

Откровенно говоря, не знаю, что будет завтра. У меня складывается ощущение, что в нашей стране малый и средний бизнес — это нагрузка на всю государственную систему и ведомства, которым приходится всех постоянно контролировать. Налоги растут очень быстро. Денег не хватает всегда.

С другой стороны, если говорить про будущее, то я бы хотел, чтобы был связан с логистикой. Есть желание развивать группу компаний. Хочу присутствовать в Китае, в эту сторону уже двигаюсь. Но я ни в чем не уверен. 

Что посоветуете тем, кто только вступает на предпринимательскую дорогу?

Я бы даже самому себе сейчас посоветовал для начала все посчитать, сложить цифры. Если есть положительное сальдо, то действовать. Не надо надеяться на чудо или интуицию. Можно еще свериться с тем, что предлагает рынок найма и сравнить с доходом от своего дела. Но помнить, что только смелым покоряются моря: кризис для многих является лучшим временем для выхода на рынок. 

Если бы у вас было неограниченное количество времени, энергии и ресурсов, чем бы вы занялись в первую очередь?

Я бы занялся складскими помещениями внутри Москвы, пока еще есть небольшие территории. Это очень серьезное, дорогостоящее направление.

Складских помещений не хватает всем внутри МКАДа. Я бы хотел, чтобы это было на уровне европейском или китайском: не какой-то ржавый склад, где три кладовщика сидят, а склад — с автоматизацией и личными кабинетами клиентов. Это отлично подошло для Wildberries, Ozon, для всех.

Какие книги вы читаете? Есть ли любимая книга?

Читаю периодами: могу не читать три месяца, а потом три месяца читать запоем. Не очень люблю нашу классику — она меня грузит, угнетает. Если читаю, то хочу развеяться. Европейская литература дает больше пищи для фантазии. Люблю Европу, а потому — европейских писателей, того же Гюго или депрессивного Ремарка. Очень нравится «Жизнь взаймы». Там не хэппи энд, но очень красиво описывается Европа, живописные Альпы, гонки. 

Сейчас многие отрицают реалистичность концепции work-life balance. А как вы к ней относитесь?

В нашей сфере логистики и ВЭД строгий work-life balance невозможен. Я честно говорю об этом на собеседованиях: если вы хотите работать с 9 до 18 и уходить — не получится. Иногда отпускаю людей пораньше, если работы нет, в целом подход гибкий. Для меня это нормально, хотя понимаю, что не всем подходит.

Внешнеэкономическая деятельность — это не IT: у меня могут приехать машины и прилететь самолеты ночью, утром, и даже второго января. Клиенты могут позвонить в любой момент. Поэтому соблюдать строгий режим сложно.

Есть ли место, куда вы любите возвращаться, чтобы наполниться энергией?

Недавно по-новому открыл для себя Францию и Париж. Раньше для меня Париж был просто городом бутиков, я не видел его настоящего лица. Но этой зимой после катания на горных лыжах в Альпах провел с женой два насыщенных экскурсиями дня в Париже. И увидел его заново, понял, насколько там много всего интересного. 

Без чего не можете представить свой день?

Без кофе и мыслей о работе. Даже в отпуске сложно полностью отключиться. Жена часто жалуется, что я могу говорить только о работе 24/7. Стараюсь это минимизировать, потому что понимаю важность отдыха. Но мысли о работе всегда со мной — что улучшить в процессах, где пересмотреть подход.

Ощущаете ли вы себя счастливым человеком? Из чего состоит ваше счастье?

Да, ощущаю. Счастье всегда нужно чем-то подпитывать. Год назад я был на седьмом небе от счастья из-за машины мечты, сейчас ищу счастье в другом. Деньги очень быстро наскучивают, но обесценивать их нельзя — они дают безопасность, здоровье. Недавно стал плохо себя чувствовать, сделал полный чек-ап, но это стоит денег. Однако одними деньгами счастлив не будешь.

Счастье — это баланс личной жизни и успешности. Сейчас я, по сути, живу по пирамиде Маслоу: самый большой пласт — материальный достаток, потому что это все, что я могу себе позволить. Безопасность, здоровье, транспорт, полеты, отдых. Но потом, когда эта потребность закрывается, появляется другая — в духовном счастье, умиротворении, спокойствии. Эту потребность сложно закрыть, потому что, имея бизнес, особенно в нашей сфере, невозможно получить уверенность в завтрашнем дне. Поэтому довольствуюсь тем, что есть. Не жалуюсь, но сегодня — счастлив, а завтра — посмотрим.

Последнее изменение: 5 июня 2025

Рубрики

Интересное:

Все новости:

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, Проектируемый пр-д, 4062-1, д. 6, стр. 16
Телефон

Социальные сети

Рубрики

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия