РБК Компании

Что учесть при составлении договора франшизы

Многие предприниматели не регистрируют бренды, а покупают права на использование готовой бизнес-модели. Как сделать это правильно
Что учесть при составлении договора франшизы
Елена Лучинина
Елена Лучинина
Исполнительный директор патентного бюро «Железно»

Заместитель председателя Гильдии юристов при «Московской торгово-промышленной палате». Победительница премии «Главные женщины-2023» в номинации «Юридические услуги».

Подробнее про эксперта

На первый взгляд франшиза — это хороший метод развития бизнеса. И для того, кто ее покупает, и для того, кто ей владеет.

Но:

  •  каждый третий покупатель франшизы работает себе в убыток более года;
  • 4 из 5 франчайзи разрывают договор и на «пригретом» месте начинают развивать собственный бренд;
  • почти каждый владелец франшизы находит несоответствия в филиалах.

Проблема чаще всего кроется в договоре франшизы.

Составить и согласовать договор нужно так, чтобы сделка была безопасной и выгодной для обеих сторон. 

Как учесть все нюансы?

Какие активы можно передать по договору франчайзинга

  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • коммерческие обозначения;
  • патенты;
  • секреты производства — ноу-хау;
  • программы для ЭВМ и базы данных;
  • объекты авторского права: фото, видео, тексты, анимации и др.

Все перечисленные объекты, кроме ноу-хау, охраняются законом и имеют правообладателя. Секреты производства не защищены ни исключительным, ни авторским правом. Единственный способ сохранить их — дополнительно заключить договор о неразглашении. 

Обязательные условия для заключения договора франчайзинга

Чтобы франшиза имела юридическую силу, учитывайте эти моменты: 

1. Товарный знак должен быть зарегистрирован 

Товарный знак — один из основных инструментов бизнеса. Он защищает от конкурентов, помогает выделиться на рынке и открывает двери на все торговые площадки. А еще наличие товарного знака — обязательное условие для существования франшизы. Нет официального бренда — нет и предмета договора. 

2. Обе стороны договора — ИП или компании

Заключать договор коммерческой концессии могут только индивидуальные предприниматели и юридические лица (ст. 1027 ГК РФ).

Самозанятые получили возможность регистрировать товарные знаки, но франшизы им недоступны. 

3. Договор франчайзинга необходимо зарегистрировать в Роспатенте

Чтобы франшиза начала действовать, ее необходимо зарегистрировать в Роспатенте. Ведомство не только оформляет товарные знаки, но и фиксирует передачу прав на них, в том числе и частичную — по договору коммерческой концессии.

Каждой франшизе — индивидуальный договор

Любой бизнес уникален, поэтому единого договора коммерческой концессии не существует. Документ составляется индивидуально под каждую сделку. 

Шаблон из интернета здесь не подойдет и даже может нанести вред, ведь он не учитывает интересов ни одной из сторон. 

Обязательно укажите в договоре: 

1. Предмет — какие объекты ИС передаются франчайзи в пользование

Подробно перечислите все сведения об интеллектуальной собственности: номер товарного знака, даты приоритета и истечения срока действия обозначения, логотип, если таковой есть.

2. Срок действия договора

Договор коммерческой концессии заключается на срочной основе и продляется по мере необходимости. Определите точные границы сотрудничества и пропишите их отдельным пунктом. 

Срок действия договора не должен выходить за рамки срока действия товарного знака.

3. Объем исключительных прав

Нужно четко указать, какие права франчайзер дает приобретателю. В том числе — на какой территории будет работать франшиза — страна, субъект, район, улица.

4. Размер и порядок выплаты вознаграждений

Франшиза не бывает бесплатной. Она обязательно предусматривает два вида выплат:

  • паушальный взнос — единоразовый платеж при передаче прав;
  • роялти — ежемесячные взносы за использование интеллектуальной собственности. 

Без указания вознаграждений договор не будет считаться действительным.

5. Обязанности сторон

Например, правообладатель и приобретатель не могут конкурировать на территории действия франшизы. Также здесь должны быть учтены корпоративные и производственные стандарты, которые нужно соблюдать.

6. Условия расторжения договора

Прямо перечислите условия, при которых может быть расторгнут договор. Например, истечение срока, неуплата роялти или разглашение условий работы.

7. Требование о сохранении коммерческой тайны

Каждый бизнес имеет особую модель, и нельзя, чтобы о ней узнали конкуренты. Чтобы исключить такие риски, пропишите свои ноу-хау в договоре коммерческой концессии или дополнительно заключите договор о неразглашении коммерческой тайны.

8. Система штрафов и порядок выплат.

Желательно прописывать не общие формулировки, а конкретные санкции. Например, «за нарушение стандартов производства — штраф 10 000 рублей».

Стороны могут добавлять новые пункты в зависимости от вида деятельности и обоюдных требований. Чем подробнее условия, тем понятнее схема сотрудничества и меньше шансов поставить бизнес под угрозу. 

ООО «Ив Роше Восток» обратилось в суд в связи с нарушением исключительных прав. Компания заключила договор коммерческой концессии с калининградским предпринимателем. В сентябре 2020 года срок действия договора истек, и правообладатель направил уведомление о его расторжении. Франчайзи не получил его — письмо вернулось отправителю.

Было предусмотрено, что прекращение деятельности под товарным знаком должно произойти не позже последнего дня действия договора. Однако предприниматель продолжил вести бизнес без всяких изменений.

Франчайзеру удалось взыскать компенсацию за рекламу и сохранение вывесок, а также неустойку за несоблюдение условий договора. Суммарно штраф нарушителю составил 1 140 048 рублей.

Предприниматель пытался обжаловать судебное решение, но не смог этого сделать — условия договора были прописаны очень подробно и четко отражали ответственность каждой из сторон.

Договор коммерческой концессии строго регламентирует обязательства франчайзера и франчайзи. Заключая его, вы защищаете собственные права и будущее вашего бизнеса.

А если вы только начинаете собственное дело, рекомендую обязательно зарегистрировать товарный знак до старта бизнеса. Так вы с первых дней работы сможете отличиться от конкурентов и избежать штрафов от правообладателей.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации13.11.2019
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес Кировская область ГОРОД КИРОВ ГОРОД КИРОВ УЛ ВОРОВСКОГО 107 ПОМЕЩ. 42А
ОГРН 1194350012867
ИНН / КПП 4345497285 434501001
Среднесписочная численность68 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Киров, ул. Воровского, д. 107, ТЦ «Баско», 4 этаж
Телефон +74951047454

Социальные сети