Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная ППР 31 октября 2025

Письма счастья от каршеринга: когда сервис имеет право выписать штраф

Многие пользователи сталкиваются с штрафами, которые кажутся несправедливыми. В каких случаях сервис имеет право выписать штраф и как этого избежать
Письма счастья от каршеринга: когда сервис имеет право выписать штраф
Источник изображения: Личный архив компании
Алина Андреева
Алина Андреева
Юрист проектно-договорного отдела

Признанный эксперт с более чем десятилетним опытом в договорной работе, согласовании крупных сделок и проведении переговоров, обеспечивает правовое сопровождение стратегических проектов компании ППР

Подробнее про эксперта

Каршеринг — удобный и доступный способ передвижения по городу. Однако многие пользователи сталкиваются с неожиданными штрафами, которые на первый взгляд кажутся несправедливыми. На самом деле, такие штрафы — это не административное наказание, а договорная неустойка (ст. 330 ГК РФ) за нарушение условий пользовательского соглашения.

Собрали для вас несколько реальных историй клиентов с комментариями юриста проектно-договорного отдела ППР Алины Андреевой, которые помогут вам избежать подобных ситуаций.

Письма счастья от каршеринга: когда сервис имеет право выписать штраф

1. Штраф за перевозку нетрезвого пассажира

История клиента:

«Возвращались от друзей, я был за рулем трезвый, а мои пассажиры — нет. Камера в салоне это зафиксировала, и мне пришел штраф. Я даже не знал, что это запрещено правилами!»

Комментарий эксперта ППР:

Запрет на перевозку нетрезвых пассажиров действительно часто прописан в договоре каршеринга. Хотя официально подтвердить состояние опьянения могут только сотрудники ГИБДД, видео из салона может послужить доказательством нарушения договорных отношений. Однако штраф можно попытаться оспорить, ставя под сомнение достоверность и достаточность доказательств опьянения пассажиров.

2. Штраф за непристегнутый ремень пассажира

История клиента:

«Мой самый неожиданный штраф — за непристегнутый ремень на пассажирском месте, пока машина стояла на парковке! Я просто откинулась на заднем сиденье проверить телефон. Камера сработала мгновенно — штраф за непристегнутый ремень. Теперь чувствую себя под постоянным наблюдением».

Комментарий эксперта ППР:

Договор с компанией-оператором каршеринга часто предусматривает более строгие требования, чем ПДД. Например, пристегнутый ремень может быть обязателен при нахождении в автомобиле в любом случае. Нарушение такого правила — основание для договорной неустойки. Это не административное наказание, а гражданско-правовая ответственность за нарушение условий договора, поэтому важно внимательно читать пользовательское соглашение перед началом аренды.

3. Штраф за курение в салоне

История клиента:

«Мой брат подвез друга с вечеринки. Тот, будучи нетрезвым, решил закурить. Брат сразу остановил его, но камеры уже все зафиксировали. Пришлось платить штраф за «нарушение условий эксплуатации»».

Комментарий эксперта ППР:

Курение в автомобиле не запрещено ПДД и не влечет административного штрафа, но в каршеринге это может квалифицироваться как нарушение условий договора.

Операторы используют камеры, датчики дыма и осмотр автомобиля как доказательства. Однако при судебном оспаривании такие доказательства будут оцениваться на предмет их достоверности, полноты и непротиворечивости. Например, невозможность точно установить время и личность на видео суд может рассматривать как аргумент в пользу отмены штрафа.  

4. Штраф за загрязнение салона

История клиента:

«Моя позорная история — штраф за пролитый кофе. Одно неловкое движение, и все сиденье в коричневых пятнах. Закрыла машину в надежде, что никто ничего не заметит, но через два часа получила письмо: «Уважаемый клиент, зафиксировано загрязнение салона, несоответствующее стандартам чистоты. Штраф — 2 000 рублей». Я, конечно, попыталась оправдаться, что это была всего лишь капля, и я все убрала, но ответ был кратким: «Штраф подтвержден фотографиями». С тех пор беру с собой в машину только воду»

Комментарий эксперта ППР:

Компании-операторы каршеринга могут относить загрязнение салона к нарушению условий эксплуатации. Согласно ст. 622 ГК РФ, арендатор обязан вернуть имущество в том же состоянии, в котором получил его, с учетом нормального износа. Пролитый напиток и появление пятен не относятся к «нормальному износу». Оператор вправе взыскать стоимость чистки, а также штраф, если это установлено в договоре. Доказательства (фото, видео) обязательны для правомерного взыскания.

Что важно знать:

  • Компания-оператор каршеринга не обязана доказывать наличие убытков, а лишь факт нарушения условий договора.
  • Размер штрафа можно пытаться снизить по ст. 333 ГК РФ как несоразмерный последствиям нарушения.
  • Административного характера эти санкции не имеют — это гражданско-правовые споры.

Каршеринг — это удобный сервис, но его использование требует ответственности и понимания условий договора. Внимательно изучайте пользовательское соглашение, чтобы ваши поездки были всегда комфортными и без неприятных сюрпризов.

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, Ленинградский просп., д. 72, корп. 2

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия