Импорт из Китая в Россию: причины сокращения и предпосылки роста
Несмотря на отрицательную динамику российско-китайского торгового оборота в 2025 году, потенциал роста торговли между странами далеко не исчерпан

Опыт работы в маркетинге более 25 лет, в сфере международной логистики — более 15 лет. Специализация в области коммуникаций, PR, аналитики и прогнозирования рынков
Общий рост экспорта из Китая в августе замедлился до 4,4%, согласно данным Главного таможенного управления страны. Это минимальные за полгода темпы роста. Одна из основных причин — тарифная политика США, которая сократила экспорт китайской продукции в Соединенные Штаты на 11,7%.
Несмотря на стремление КНР компенсировать выпавшие объемы экспорта в США за счет перенаправления товарных потоков в другие страны, объем торговли России с Китаем в денежном выражении сокращается — за восемь месяцев 2025 года он составил $143,76 млрд, что на 9,4% меньше показателя аналогичного периода прошлого года:
- Экспорт китайских товаров в Россию сократился на 9,7%, до $64,77 млрд.
- Импорт продукции из РФ в Китай составил $78,99 млрд — спад в 9,1%.
В августе экспорт из КНР в РФ снизился на 5% в годовом выражении, что свидетельствует о замедлении темпов падения.
Причины сокращения импорта в РФ
Сжатие торговли Китая с Россией при общей положительной динамике экспорта в другие страны объясняется тремя основными причинами:
- высокой базой прошлого года (в 2023-24 годах торговля росла стремительно);
- сохраняющимися сложностями в банковских расчетах;
- насыщением некоторых сегментов российского рынка китайской продукцией.
В экспертной среде даже высказывается мнение, что китайская товарная экспансия в Россию себя уже исчерпала. Однако при детальном анализе товарных потоков ситуация выглядит далеко не так однозначно.
Что снижается
Действительно, есть сегменты рынка, где произошло перенасыщение китайскими товарами — в первую очередь, по коду ТН ВЭД 87 — Автотранспорт, его комплектующие и запчасти.
Рассмотрим период семь месяцев 2021-25 годов: за январь-июль 2023-24 годов в Россию было ввезено продукции китайского автопрома на более чем $25 млрд — это в примерно в пять раз больше, чем суммарно ввезли за тот же период в 2021-22 годах. Но в 2025 году этот поток сократился более чем в два раза — с $13,2 млрд за семь месяцев 2024 года до $6,1 млрд. в текущем году. И это одна из самых финансово емких групп товаров, которая и вносит наибольшую лепту в сокращение динамики импорта в РФ (минус $7 млрд за рассматриваемый период). На текущий момент доля этой группы товаров в импорте составляет 11%.
Из других финансово емких групп товаров можем отметить сокращение импорта в РФ электробытовой аппаратуры (код 85) — за семь месяцев 2025 года ее ввезено на сумму $7,8 млрд, что на 8% меньше в годовом выражении. Доля этой группы товаров на текущий момент — 14%.
Также в 2025 году стали заметно меньше ввозить из Китая продукции авиастроения, табачных изделий, изделий из натурального и искусственного меха, лакокрасочных изделий.
Что растет
Есть еще одна выдающаяся по финансовой емкости группа импортных товаров — оборудование и станки (код 84). Их доля в китайском импорте в РФ составляет 27%. Поставки этой продукции резко возросли после 2022 года: с $8,1 млрд за семь месяцев 2022 года — до $14,3 млрд за тот же период в 2023-м, $14,3 млрд в 2024-м и $15 млрд в 2025 году.
Назовем другие группы товаров, поставки которых заметно выросли за семь месяцев 2025 года в годовой динамике и в денежном выражении:
- Изделия из черных металлов (код 73) — 29% (+$378 млн).
- Инструменты и аппараты: оптические, измерительные, оптические, медицинские и пр. (код 90) — 13% (+$223 млн).
- Часы (код 91) — 176% (+$133 млн).
- Неорганическая химическая продукция (код 28) — 11%. (+$87 млн).
- Органическая химическая продукция (код 29) — 5% (+$77 млн).
- Овощи и фрукты (коды 7 и 8) — 37% (+$77 и $87 млн соответственно).
Товары, которые имели относительно небольшой прирост в денежном выражении (до +$50 млн), но показали высокую динамику роста:
- Корма для животных (код 23) — 33%.
- Шоколад и какао (код 18) — 53%.
- Парфюмерия и косметика (код 33) — 44%.
- Бытовая химия (код 34) — 18%.
- Рыба (код 3) — 23%.
- Фармацевтическая продукция (код 30) — 40%.
- Семена, лекарственные растения и растения для технических нужд (код 12) — 31%.
- Мучные изделия (код 19) — 64%.
- Напитки (код 22) — 47%.
- Кондитерские изделия из сахара (код 17) — 21%.
- Изделия из древесины (код 44) — 20%.
Вывод
Несмотря на отрицательную динамику российско-китайского торгового оборота в 2025 году, потенциал роста торговли между странами далеко не исчерпан.
В значительной степени на сокращение импорта в 2025 году повлияли объемные поставки в Россию в предыдущих годах продукции китайского автопрома, что перенасытило этот сегмент рынка и высоко подняло общую планку базы 2024 года. При этом есть довольно большой перечень товарных групп, импорт которых в РФ увеличивается.
Таким образом, текущее сокращение импорта китайских товаров в РФ можно считать скорее «отскоком» после высокой динамики роста в 2023-24 годах. Соответственно, в 2026 году можно ожидать возобновления положительной динамики поставок из Китая, чему еще должно поспособствовать решение проблемы взаиморасчетов.
Использованы данные таможенной статистики Китая.
Рубрики
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
Рубрики



