РБК Компании

Время перемен: как изменился портрет клиента МФО

Как теперь выглядит классический портрет клиента МФО — рассказал директор по маркетингу ООО МФК «Джой Мани»
Время перемен: как изменился портрет клиента МФО
Источник изображения: Virgilio.it
Александр Краснов
Александр Краснов
Директор по маркетингу

В финансовой сфере работает более 10 лет, имеет опыт вывода на рынок наукоемких финтех-проектов

Подробнее про эксперта

Александр, какой сегодня наиболее популярный возраст заемщика МФО? Есть ли какие-то изменения по сравнению с прошедшими годами?

В целом наблюдается тренд на «омоложение» клиента. За последние 2 года доля клиентов в возрасте до 24 лет увеличилась с 12% до 16%. 
В остальном, «ядро» клиентской базы все также клиенты в возрасте от 25 до 34 лет, хотя их доля незначительно снизилась с 51% до 47%. Что касается остальных возрастных групп, то здесь особых изменений не произошло.

Чаще берут микрозаймы мужчины или женщины? 

Половой состав клиентов меняется незначительно и всегда находится около пропорции 50/50. Например, в 2022 году доля мужчин была слегка ниже, нежели женщин (46-48%), сейчас, наоборот, стала чуть выше — 50-52%. 

На ваш взгляд, как повлияли на ситуацию с МФО события последних лет? 

События последних лет негативно сказались на стоимости привлечения клиентов, однако, в результате расширения собственных каналов трафика, нам удается сглаживать восходящий рыночный тренд стоимости заемщика. 

Также нельзя не отметить значительное влияние на бизнес законодательных изменений на рынке МФО: снижение предельной ставки, ограничения на кредитование заемщиков с высокой долговой нагрузкой, а также перетекание в сегмент МФО бывших банковских клиентов, в том числе в результате усиления регулирования именно банковского сегмента. 

Какие займы сейчас более популярны PDL или IL? С чем это связано?

Доля среднесрочных займов на рынке МФО продолжает возрастать: в 1 квартале 2024 года доля выданных IL-займов составила 49%, что на 3 п.п. больше, чем годом ранее. Это стало результатом, в первую очередь, изменения потребительского поведения — в том числе в результате перетекания части банковской базы клиентов в сегмент МФО, которые изначально привыкли к более высоким чекам.  Кроме того, произошла адаптация МФО к различным регуляторным изменениям.

Люди, берущие микрозаймы, стали более серьезно относится к их выплате или по-прежнему могут набрать и не платить?

Дефолтность клиентов возросла на рынке МФО в 2022 году, однако сейчас наблюдается тренд на ее снижение, это обусловлено как улучшением скоринговых систем и процедур, так и улучшением  платежной дисциплины и финансовой грамотности заемщиков. Также играет роль снижение долговой нагрузки. Ситуация стабилизируется и возвращается к уровню конца 2021 — начала 2022 года. 

Как вы думаете, стало ли больше доверия к МФО?

На мой взгляд, сокращение ПСК и предельной ставки положительно сказывается на имидже МФО для клиента. Плюс доля онлайн-займов продолжает расти, что косвенно подтверждает рост доверия к сегменту микрофинансирования в России. 

Если сравнивать с прошлыми годами, какое главное изменение портрета клиента МФО?

Стало больше банковских клиентов. Виден тренд на увеличение числа выдач в крупных городах: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, в которых уровень располагаемого дохода населения выше, чем по стране. И косвенно это говорит о том, что средний доход клиента МФО растет. По нашим данным, доля крупных населенных пунктов увеличилась на 5 п.п. за последние 2 года (2024/2022).

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации21.05.2014
Уставной капитал69 084 195,80 ₽
Юридический адрес обл. Новосибирская, г.о. город Новосибирск, ул. Советская, д. 12
ОГРН 1145476064711
ИНН / КПП 5407496776 540601001
Среднесписочная численность62 сотрудника

Контакты

E-mail INFO@JOY.MONEY
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия