Наринэ Беглярова о чек–листе по мероприятиям налогового контроля
Согласно налоговому законодательству Российской Федерации, комплекс мероприятий налогового контроля един вне зависимости от вида контрольной работыЮрист, Ex-руководитель в налоговых органах
1. Требование о предоставлении пояснений, Форма по КНД 1165050
При выявлении ошибок или противоречий между информацией, имеющейся у налогового органа и сведениями, представленными налогоплательщиком, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Возможно: на всех уровнях налогового контроля.
Основание: п. 3 ст. 88 НК РФ.
Санкции: взыскание штрафа в размере 5 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
2. Уведомление о вызове, Форма КНД 1165009
Чаще всего вызывают для дачи пояснений. Инспекция направит уведомление, в котором она должна подробно описать цель, а также указать адрес и время встречи.
Возможно: вызвать могут по любым вопросам, которые связаны с уплатой налогов, сборов, взносов. Данное мероприятие проводится как вне рамок проверок, так и в рамках камеральной и выездной проверки, а также даже если нарушений не выявлено, но у инспектора появились какие-то сомнения.
Основание: пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ
Санкции: предупреждение или штраф от 2000 руб. до 4000 руб. (ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
3. Истребование документов. Требование о представлении документов(информации). Форма по КНД 1165013.
а) Основание: ст. 93 НК РФ.
Это требование о представлении документов в связи с камеральной проверкой декларации по налогам. Запрашиваются только документы за период, за который сдана декларация. Перечень ограничен ст. 88 НК РФ. Срок представления: 10 дней.
б) Основание 93.1 НК РФ. «Встречная проверка»
Налоговый орган в рамках контрольной работы может запрашивать любую информацию, имеющую ценность для налогового контроля в отношении контрагентов налогоплательщика или третьих лиц. Срок представления: 5 дней.
Санкции: штраф ст. 126 НК РФ, ст. 129 НК РФ- штраф 5000 руб., повторное правонарушение- штраф — 20000, ч.1. ст. 15.6 КоАП РФ.
в) основание: 93.2 НК РФ. Вне рамок проверки.
Истребование документов вне рамок налоговой проверки, возможно при обоснованной необходимости и только в рамках конкретной сделки. Должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
Санкции: в случае отказа или непредставления документов в срок- ответственность по ст. 126 НК РФ, а также производится выемка документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.
4. Осмотр. Постановление, Форма по КНД 1165048.
Для полноты проверки, должностное лицо вправе производить осмотр территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов.
Основание: ст. 92 НК РФ.
Возможно: камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, в рамках работы по выявлению недостоверных сведений в ЕГРЮЛ, проверка в рамках налогового мониторинга декларации по НДС и в случае, если существует решение о взыскании более 1 млн руб. и оно не исполнено в течение 10 дней.
Санкции: за незаконный отказ в доступе, а равно как и воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа– на основании пп.7 п.1 ст.31 НК РФ, ст. 19.7.6 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 10 000 рублей.
5. Допрос. Повестка о вызове на допрос свидетеля, Форма по КНД 1165207
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
Основание: ст. 90 НК РФ.
Возможно: выездная налоговая проверка, камеральная налоговая проверка, по поручению другого налогового органа.
Санкции: Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин-штраф 1000 руб. (ст. 128 НК РФ) Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний-3000 руб.
6. Экспертиза. Постановление, Форма по КНД 1165017.
Экспертиза назначается, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Эксперт дает заключение в письменной форме.
Основание: ст. 95 НК РФ
Возможно: камеральная и выездная налоговые проверки.
Санкции: Статья 129 НК РФ. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки-штраф 500 руб., дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода-штраф 5000 руб.
7. Инвентаризация. Распоряжение, регистрируется в специальном журнале.
Основные цели: выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств. По результатам инвентаризации составляются инвентаризационные описи или акты.
Основание: п. 13 ст. 89 НК РФ.
Возможно: выездная налоговая проверка.
Санкции:
- ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ воспрепятствование, — административный штраф на граждан от 500 до 1000 руб; на должностных лиц — от 2000 до 4000 руб.; на юридических лиц — от 5000 до 10000 руб.
- Действия (бездействие), повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, — административный штраф на должностных лиц в размере от 5000 до 10000; на юридических лиц — от 20000 до 50000 руб.
- Повторное совершение административного правонарушения, — административный штраф на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от 50000 до 100000 руб.
8. Выемка. Постановление, Форма по КНД 1165015.
Выемка документов и предметов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу добровольно выдать документы, а в случае отказа производит выемку принудительно. О производстве выемки, составляется протокол (ст. 94, 99 НК РФ).
Основание: ст. 94 НК РФ
Возможно: выездная налоговая проверка.
Санкции: Отказ в добровольной выдаче документов и предметов не может быть квалифицирован как административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.4 КоАП, но воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа, влечет ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц, предусмотренную частью 1 статьи 19.4.1 КоАП.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети