РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку

Платформа университетского техпреда расширяет маркетплейс гипотез

Участникам федпроекта доступен расширенный реестр перспективных технологических задач и гипотез от бизнеса и индустрий
Платформа университетского техпреда расширяет маркетплейс гипотез
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью «Kandinsky 2.2»
Максим Чепезубов
Максим Чепезубов
Эксперт федерального проекта Минобрнауки России «Платформа университетского технологического предпринимательства»

Эксперт федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», директор департамента инфраструктурных проектов Фонда инфраструктурных и образовательных программ.

Подробнее про эксперта

За каждым успешным стартапом стоит удачная гипотеза. Для техпреда — это перспективная технология, но не просто новая и яркая, а коммерчески успешная и востребованная рынком. Чтобы прокачивать в акселераторах и выращивать в стартап-студиях именно такие проекты, операторы Платформы университетского технологического предпринимательства развивают диалог с промышленными партнерами, анализируют лучшие мировые практики и выстраивают бесшовную систему поддержки перспективных стартапов на всех уровнях технологической готовности. Как этому процессу способствует расширение маркетплейса гипотез и почему важно повышать конверсию стартапов от акселераторов в стартап-студии рассказал директор департамента инфраструктурных проектов Фонда инфраструктурных и образовательных программ Максим Чепезубов.

В рамках федпроекта запущен маркетплейс гипотез, что-то вроде «фабрики идей». В этом году на ресурсах Платформы появился еще и маркетплейс кейсов. Чем одни отличаются от других и на что ориентироваться?

Ориентироваться всегда нужно на то, что тебе ближе. На самом деле полезны оба механизма. Маркетплейс гипотез — это площадка, где собраны лучшие практики, трендовые направления инвестирования в мире deep tech, которые мы отобрали на основании собственной аналитики. Тут есть примеры стартапов, которые уже запущены. Такой реестр лучших практик.

Маркетплейс кейсов — это практические задачи от действующего бизнеса. Сейчас бизнес разворачивается в сторону отечественных производителей, более осознанно берет трек на импортозамещение, появляется больше гипотез.

Мы собираем актуальные задачи от промышленных компаний, формулируем их в процессе общения с профильными игроками разных рынков. Сюда также вошли кейсы, собранные в рамках фестиваля «Технокод» — это реальные задачи, которые ставили представители индустрий для техпреда.

Для кого и для чего в первую очередь формируются эти маркетплейсы?

Перед нами, как перед одним из операторов федпроекта, стоит задача дать возможность студентам, которые приходят на Платформу, работать с востребованным материалом. То есть войти в техпред с верифицированными гипотезами — такими, которые тем или иным образом показали свою перспективность.

Конечно, студент может прийти на Платформу с собственным проектом или идеей, часть ребят так и делают: идут в акселераторы, чтобы собрать себе проектную команду и поработать с трекерами, упаковать свой проект; идут в стартап-студию за поддержкой и инвестициями; обращаются за грантами или выходят на венчурные фонды. Это история готовых Илонов Масков, которым инструменты Платформы нужны очень дозировано.

А есть ребята, которых нужно направить и вовлечь, которые пока не имеют собственного проекта, но уже хотят пробовать и создавать. Привести их в техпред, буквально вырастить собственных предпринимателей — это действительно амбициозная и важная задача. И чтобы выделять будущих стартаперов из среднего класса студентов и показывать им все преимущества технологического предпринимательства, нужны достойные проекты. В маркетплейсах гипотез и кейсов — как раз такие. Каждый из них можно брать для проработки в акселераторах и реализации в рамках университетских стартап-студий.

Какие гипотезы сейчас уже есть на маркетплейсах?

Сейчас там представлены первые 40 гипотез, собранные на основе аналитики ФИОПа. И кейсы с фестиваля «Технокод» — задачи от компаний-технологических лидеров страны.

Есть, например, гипотеза по использованию отходов пивоварения для производства искусственной кожи. Есть 3D-печать антенн с использованием токопроводящих частиц, что позволит экономить время, затраты на производство и при этом улучшит качество сигнала.

Как происходит процесс отработки гипотез на практике?

У нас каждый год в рамках федпроекта проходит порядка 150 акселерационных программ и в них мы стараемся загружать максимально практикоориентированные верифицированные гипотезы, чтобы участники работали с рыночным материалом.

И здесь маркетплейс плавно становится одним из элементов бесшовности федпроекта: будущий предприниматель берет гипотезу с маркетплейса и может начать отрабатывать ее в акселераторе, а дальше уже перейти с ней в стартап-студию.

Чтобы гипотеза стала проектом она должна пройти процесс базовой упаковки. И акселераторы в этом помогают стартап-студии: команды во время акселератора работают с проектом, это позволяет студии экономить время и человеческий ресурс, потому что этой темой начинает заниматься внешняя проектная команда. Эта команда анализирует, какие есть кандидатные технологии в университете, кто может реализовать задачу, выясняет у промышленного партнера нюансы и референсы, определяет потенциальные встройки новой технологии в существующие технологические процессы и т.д.

Дальше эта проектная команда может стать частью команды стартап-студий, если они доведут проект до хорошего уровня проработки и студия примет решение о запуске стартапа на его основе.

После того, как стартап «подрастет» внутри стартап-студии, его «подхватывают» инвесторы более зрелой стадии — это Университетские венчурные фонды и компании по инвестированию в малый бизнес.

Почему бесшовность так важна?

Технологический стартап — это сложное строение. Чтобы из гипотезы вырос успешный перспективный бизнес, она должна пройти несколько обязательный стадий, включая сложные периоды, такие как «долина смерти» — это когда MVP готов, инвестиции сделаны, проект запущен, а прибыли еще нет. Чтобы венчурные инвесторы подхватили такой проект, помогли перейти на следующую стадию, стартап изначально должен быть правильно упакован. Правильно именно с точки зрения понимания задач и понимания сути продукта, рынка, потребностей.

На гипотезу и на работу стартапа надо смотреть глобально: от технологии до продукта иногда есть разрыв и здесь важна фокусировка на том, что именно мы продаем: решение, лицензию, уже что-то собранное в комплекте, аппаратную часть, электронный компонент или платформу? Очень много стартапов при хорошей технологической проработке не понимают профиль своего продукта и не видят своего покупателя. Мы всегда советуем стартапам нашим и проектным командам, которые участвуют в акселераторах и студиях, которые работают с проектами, чтобы они смотрели на свой продукт шире и глобальнее, учитывая опыт, который был до них.

Получается, роль акселераторов растет?

Важны и значимы все элементы этой системы. Акселераторы — это способ быстро и эффективно прокачать проект. Чем более практикоориентированные проекты прорабатываются в акселерационных программах, тем выше их конверсия в стартап-студии, а далее уже — в университетские венчурные фонды.

Тут важен и реестр кейсов и гипотез — как этап отбора идеи для стартапа, и работа в акселераторе и последующие этапы.

Всегда ли верифицированные гипотезы выстреливают?

Реальность неизбежно вносит коррективы. Верификация повышает шансы, но 100% гарантии в бизнесе никто не дает. Тем более на таком сложном рынке, как техпред.

Есть много случаев, когда гипотеза сама по себе не выстрелила, но разбиравшаяся с ней команда переориентировалась на другую тематику, схожую, но более бизнесовую, и запустила другой стартап. Или несколько.

Например, есть на маркетплейсе гипотеза роботизированного устройства по борьбе с кладками яиц какого-то насекомого. Чтобы заниматься этой задачей, нужно погрузиться в тематику, выяснить, какие в принципе проблемы есть у сельхозников, зависят ли они от географии и т.д. В процессе команда разговаривает с представителями АПК и вдруг выясняет, что есть масса проблем с нематодой — бактерией, которая уничтожает картофель. И рядом других.

И вот они уже выстроили диалог с бизнесом, подобрали научные команды и запускают еще три проекта рядом с рекомендованной гипотезой. В целом, стартап-движением именно так развивается. Чем больше идей, стартапов, практической работы — нем лучше.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации22.10.2010
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Академический, пр-кт 60-летия Октября, д. 10а
ОГРН 1107799030118
ИНН / КПП 7728116275 772801001

Контакты

Адрес 125009, Россия, г. Москва, ул. Тверская, д. 11, стр. 1
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия