Кто такие современные «кентавры» и почему они меняют рынок труда
Как специалисты-«кентавры» меняют рынок труда, объединяя человеческий опыт с возможностями ИИ для повышения эффективности

Доктор философских наук, профессор Центра искусственного интеллекта, ведущий эксперт лаборатории цифровых технологий в гуманитарных науках Центра изучения культурного наследия НИЯУ «МИФИ»
Когда машина становится коллегой
В эпоху, когда каждый смартфон, планшет поставляются со встроенными по умолчанию ИИ-ботами, молодежь оказалась перед выбором: продолжать генерить картинки для подружек перед сном или научиться с работать с помощью LLM (больших языковых моделей)? С одной стороны уже встали стройными рядами «кентавры» — специалисты, органично соединяющие свои профессиональные навыки с мощью «коллектива» ИИ — вариативного применения разных моделей в одном рабочем процессе или агентов на основе одного ядра в едином пространстве. С другой стороны — приверженцы решения задач традиционными способами. Но эти две стороны — скорее профессиональные стратегии, чем непримиримые противоположности. Большинство специалистов находит свои уникальные способы адаптации к технологическим переменам.
Демографический зоопарк vs реальная антропология
Чтобы понять, что с ИИ будут делать зумеры, нужно разобраться сначала с ними самими.
Ярлыки «бумер», «миллениал», «зумер» давно превратились в модный аксессуар для разговоров у кофемашины. В медиа ими разбрасываются все — журналисты, блогеры и лениво листающие ленту обитатели смарт-пространства. А вот научной теории поколений на самом деле не существует. И вовсе не потому что ученые не могут разобраться с «мамиными пирожочками». Эксперты — философы, антропологи, социологи, психологи — давно выяснили, что деление по году рождения не объясняет глубинных мировоззренческих сдвигов, которые определяют нормы, ценности, поведенческие и деятельностные паттерны. Современные научные теории субъектности подчеркивают, человек формируется множеством микросред, профессиональных сообществ, медиапрактик, в разных социально-экономических условиях.
Войны и технологические революции были бОльшими маркерами для поколенческих групп, чем предпочтение безлактозного латте, настолок или «молчаливого увольнения» зумеров, феномен которого обсуждали прошлой весной.
Действительно крупный символ нашего времени — цифровая трансформация, но ее эффект для каждого индивида определяется не годом рождения, а уровнем цифровой грамотности и готовностью меняться.

Кентавры: гибридные герои новой эры
Так, на вершине волны обосновались не зумеры, а «кентавры» — профессионалы (люди разных возрастов) компетентно управляющие ИИ-инструментами. В маркетинге они приносят в месяц вдвое больше конверсий, в аналитике — дают более точные прогнозы, в творческих областях — фейерверки художественных образов.
Откуда ведет начало этот феномен?
Anthropic, OpenAI и другие разработчики публикуют обучающие мануалы ежемесячно, если не чаще: «Как попросить ИИ написать код», «Как применять ИИ для учебы», «Как использовать ИИ для обобщения научных статей».
Провоцируют появление «кентавров» и производители «умного» железа: Смартфоны и планшеты от Apple, Samsung и Huawei при обновлениях систем автоматически получают встроенные ИИ-модули для перевода, резюмирования текста и генерации иллюстраций. Так, разработчики и производители устройств влияют на цифровую «мутацию» — учат людей быстрее, чем университеты вводят в оборот соответствующие курсы.
Работа: зачем компании нужны «кентавры»
Компании строят гибридные команды «человек+ИИ»: менеджеры задают направление, ИИ генерирует варианты — люди оценивают, выбирают и интегрируют в бизнес-процессы. Для большинства молодых специалистов такие модели развития пока недоступны: чтобы влиться в гибридную команду, нужно не только знать Python, SQL, но также важно уметь «разговаривать» с ИИ на языке культуры своей специальности — знать историю отрасли, нюансы и тонкости, понятийно-категориальный аппарат, чтобы затем все это включать в промпт-структуры.
Повседневность: от рекомендаций до зависимости
В бытовой сфере ИИ-ассистенты тоже способствуют появлению новых людей — внутри соцсетей и мессенджеров ИИ все активнее формирует содержание ленты, подбрасывает «друзей», музыку, видео и новости. Браузеры получили функционал нейропоиска. И молодежь встала перед выбором: освоить медиаграмотность или загнать себя в замкнутый цикл потребления контента.
Благо и вызов: кому ИИ помогает, а кому мешает
Кому хорошо:
- Тем, кто освоил базовые принципы работы с ИИ — промпт-язык, метакогнитивный контроль, верификация данных.
- Специалистам, стремящимся найти баланс между человеческим опытом и машинной скоростью.
Кому не очень:
- Тем, кто уповает на «зумерство» или «миллениальство» и списывает нежелание знакомиться с новыми инструментами и технологиями на «поколенческую природу».
Не каждая профессия требует глубокой интеграции с ИИ, и сохранение традиционных подходов к работе остается вполне легитимной стратегией для многих сфер деятельности. Выбор в пользу традиционных методов работы понятен: он дает ощущение контроля и предсказуемости. Однако важно различать осознанный выбор и нежелание разбираться в новых инструментах из-за их кажущейся сложности.
Важно понимать: стать «кентавром» — возможность, но не обязательство.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании


