РБК Компании

Мебельная франшиза: перспективы и риски в современных реалиях

О том, как развивается франшизный рынок в мебельном сегменте сейчас, и чего стоит опасаться, рассказала Светлана Образцова, исполнительный директор Askona B2B
Мебельная франшиза: перспективы и риски в современных реалиях
Светлана Образцова
Светлана Образцова
Исполнительный директор Askona B2B и маркетплейсы

Начала работать в группе компаний «Аскона» в должности руководителя представительства по Северо-Западному федеральному округу в 2005 году. С 2017 года и по настоящее время занимает позицию исполнительного директора по направлению B2B группы компаний «Аскона». В 2021 году также возглавила направление по работе с маркетплейсами ГК «Аскона»

Подробнее про эксперта

Франшиза Askona не раз входила в рейтинги самых выгодных франшиз по версии влиятельных изданий и сейчас насчитывает более 150 действующих партнеров. 

2022 год для рынка франчайзинга

Многие эксперты отмечают, что 2022 год стал очень благоприятным для роста в сегменте франчайзинга.  Однако, доля мебельных франшиз составляет на этом рынке не более 10%.

Игроков на рынке становится все больше. В прошлом году многие производители мебели или выпустили собственные франшизы, или сделали их более продуманными и привлекательными. А вот те, кто уже давно в этом сегменте, стали расширять свое присутствие с точки зрения географии, площади салонов и ассортимента. Например, фабрики, которые имеют доступ к различным мебельным группам, создают комплексные предложения.

Если судить по собственным результатам, то оценка экспертов во многом подтверждается. Помимо франшизы Askona, мы курируем также франшизу Hilding Anders, и там за прошлый год мы выросли +15%, при этом ничего особенно для этого не предпринимая.

Не могу сказать, что на рост повлияли западные франшизы, потому что их в мебели не так много. А вот уход ИКЕА сильно отразился на рынке. Освободилась целая ниша, которую активно пытались занять другие производители, и поток покупателей перераспределился. Логично, что люди все равно пошли именно в те бренды, которым они доверяют и которые уже существуют на рынке не один год. 

Кроме того, в Россию стали приходить турецкие франшизы. Но пока они не приспособились к работе у нас, во многом потому что управление происходит из Турции. Насколько я знаю, в планах у них открытие местного представительства, и вот тогда уже появится возможность создать адаптированное предложение, и к концу года, возможно, мы увидим изменения на рынке, связанные с турецкими компаниями в России.

Стоит ли покупать франшизу сейчас?

Франшиза помимо торговой марки — это еще и определенные стандарты и бесценный опыт, который вы получаете от производителя. Естественно, многих сейчас интересуют франшизные предложения от известных компаний, потому что именно им сейчас  в большей степени доверяют покупатели.

Наверное, можно сказать, что сейчас действительно время франшиз. Причем грамотно оформленных франшиз с правилами и стандартами обслуживания, чтобы поддерживать бренд.

Франчайзинговый рынок уже сильно изменился. Почти все производители сейчас ужесточили рамки для своих партнеров с точки зрения выполнения стандартов. Потому что только в этом случае обе стороны могут достичь успеха и результатов. 

Какие категории мебели потеряли актуальность?

Матрасы и мягкая мебель сейчас на пике популярности в сфере франчайзинга. А вот в корпусной мебели крайне мало каких-то интересных предложений.

На мой взгляд, связано это с тем, что в корне изменилась модель потребления корпусной мебели, комплексное предложение потеряло свою актуальность. Если раньше мы приходили в магазин, выбирали готовые решения и обставляли ими всю квартиру, то сейчас мы чаще обращаемся к встраиваемой мебели или мебели по индивидуальному заказу. Поэтому сейчас этот рынок должен кардинально измениться, чтобы достойно конкурировать с “самопилом”.

Исключение составляют разве что только кухни. Поэтому что этот сегмент технически сложен, и доверие потребителей по-прежнему будет сконцентрировано на фабричном производстве.

Как развивается рынок франчайзинга в 2023 году

Рост числа франшиз, несомненно, продолжится. И это вопрос не только текущего года, но и следующего. Ниши освобождаются, меняется конъюнктура всего рынка, появляются новые, ранее никому неизвестные игроки, все пытаются максимально открывать форматную торговлю.

Думаю, что именно конец 2023  и 2024 год станут наиболее интересными с точки зрения изменений. Как я уже говорила ранее, будет развиваться турецкая история, плюс ожидается приход белорусских франшиз.

Глобально на этот процесс могут повлиять только 2 вещи: курс доллара и нарушение цепочек поставок, потому что от этих факторов зависит стоимость товара. Начиная с 2021 года покупатели ушли в более низкий ценовой сегмент, поэтому любое изменение себестоимости продукции сильно сузит возможность покупать.

Кроме того, не стоит недооценивать маркетплейсы, которые наступают на пятки франшизам. В 2022 году они показали рост в 2,6-3 раза по мебельному сегменту, и ставят цель прирасти минимум в 2,5 раза в этом году.

Чего хотят франчайзи

Партнерам сегодня важно быть частью большой компании и участвовать во всех активностях. Поэтому они хотят получать как можно больше аналитики по ассортименту, товарообороту и рекоммендаций по улучшениям.

Кроме того, они хотят участвовать в обучении наравне с собственной розницей. Например, в Асконе для партнеров мы запустили масштабные программы, где есть курсы не только по стандартам, но и по управленческим навыкам, а также по переподготовке персонала. 

Также не стоит забывать, что многие, приобретая франшизу, имеют лишь желание, но абсолютно не представляют, что “под капотом”. Поэтому предложение должно быть грамотно упакованным и включать в себя в том числе стандарты и полностью описанный бизнес с материальными затратами, окупаемостью и персоналом. 

На собственном опыте

Франшиза Askona появилась большее 10 лет назад, чтобы масштабировать бизнес. Собственная розница — это, конечно, хорошо, но есть сильно удаленные регионы и небольшие города, где намного выгоднее иметь надежных партнеров, чем заходить туда самим.

Несмотря на общую ситуацию, 2022 год не стал для нас периодом бурного роста, но иногда важно вовремя остановиться и увидеть проблему, для того чтобы сделать следующий скачок. И мы эту проблему нашли — недостаточность площадей. То есть тот оборот с квадратного метра, который показывали наши партнеры на занимаемой площади — отличный, но дальше расти некуда. 

В августе прошлого года средняя площадь салона составляла всего 115 кв.м., что катастрофически мало. Мы встретились с партнерами, договорились о дальнейших действиях и уже к концу года достигли цифры 127 кв.м. 

Кроме того, для наших партнеров мы создали отличный инструмент, который называется “светофор”. Кадый квартал мы оцениваем их по нескольким параметрам, среди которых не только выручка, но и соблюдение стандартов, площадь салона, обученность персонала и т.д. По результатам оценки мы видим, какой сигнал “светофора” загорается у каждого франчайзи и принимаем решение о продолжении партнерских отношений. Нам важно построить действительно качественную надежную сеть, которая бы не уступала по всем показателям собственной рознице.

В 2023 году мы продолжаем глобальную историю с расширением площадей, которой не было в истории компании еще никогда. На данный момент у нас в работе 53 проекта по переформату и открытиям. Буквально в мае мы открываем во Владикавказе салон площадью 750 кв. м.  Причем если до прошлого года у нас был во франчайзинговой сети только 1 магазин 600+, то сейчас у нас в проектах 10 таких салонов.

Партнеры сами понимают, что расширение площади необходимо, потому что видят, что этот процесс влечет за собой совершенно другой товарооборот, а бизнес становится более интересным. 

Кстати, первые результаты эти действия уже принесли — мы прошли I квартал 2023 года с потрясающим ростом. И даже уже есть понимание, что во II квартале мы значительно перевыполним поставленные цели.

Также сейчас у нас происходит объединение двух франчайзинговых сетей — Hilding Anders и Beyosa. И это колоссальная работа, которую мы проводим вместе с партнерами, потому что важно знать, как они это видят с точки зрения позиционирования, ценового сегмента, продукта и т.д. Комплексное предложение будет готово в сентябре, но уже сейчас у нас есть 23 заявки на открытие.

Интересное:

Все новости:

Достижения

Обладатель премии «Марка №1»В 2009, 2011, 2013, 2015, 2019, 2021 годах в категории «Матрасы для сна»

Профиль

Дата регистрации07.03.2001
Уставной капитал17 146 064,00 ₽
Юридический адрес обл. Владимирская, г.о. город Ковров, ул. Комсомольская, д. 116г стр. 25, помещ. I, 4 этаж, офис 26
ОГРН 1033302204264
ИНН / КПП 3305037917 330501001
Среднесписочная численность2334 сотрудника

Контакты

Адрес Россия, Владимирская обл., г. Ковров, ул. Комсомольcкая, д. 116г, стр. 25
Телефон +74923294646

Социальные сети