РБК Компании

Изменения автомобильного рынка за последние 50 лет

Какими были наши представления о будущем всего лишь 20 лет назад и какие способы продажи автомобилей появились сейчас
Изменения автомобильного рынка за последние 50 лет
Марина Поляничева
Марина Поляничева
Директор по маркетингу компании «АвтоСкидка»

Более 12 лет в сфере маркетинга и PR. Эксперт в области digital-маркетинга. Развивала бренды и компании самых различных направлений, основатель собственного агентства интернет-маркетинга.

Подробнее про эксперта

Возможно, мы мечтали о летающих автомобилях или о более удобных способах связи, но идеи о цифровой реальности, которая сегодня нас окружает, казались скорее фантастическими.

Современные технологии не перестают поражать своим стремительным развитием. Всего два десятилетия назад люди только начинали знакомиться с мобильными телефонами и интернетом, сейчас же мы не представляем себе другую жизнь и чувствуем себя без смартфона как без рук. Мир претерпел заметные изменения во всех сферах: от способов связи до онлайн-торговли. Новые технологии повлияли на скорость и оборудование производства, усовершенствовали логистику и внесли значительные изменения в нашу повседневную жизнь. В это же время автомобили становятся настоящими центрами технологических инноваций, хотя многие еще помнят времена, когда наличие автомобиля было показателем определенного статуса.

Еще до перестройки машины были настоящей роскошью, доступной далеко не каждому. Помните ли вы времена, когда наличие одного автомобиля в семье вызывало восхищение и зависть соседей? Большинство не могло себе позволить такое средство передвижения, а тот, кто решался на покупку, часто откладывал средства в течение многих лет. Например, во времена СССР стоимость «Жигулей» составляла 8 400 рублей, а «Волга» стоила в два раза дороже. При этом обычный инженер зарабатывал в то время всего 115 рублей в месяц. Добавлю, что в СССР дефицит машин был особенно ощутимым. Автомобили выпускались в ограниченном количестве, и чтобы приобрести их, люди часто стояли в долгих очередях и ждали свой заветный транспорт несколько лет.

Все изменилось, когда наступили 90-е годы. Распад Советского Союза и последующие экономические изменения не могли не отразиться на автомобильном рынке. В эти непростые времена машины стали не только роскошью, но и символом новых надежд и свободы. Люди стремились к приобретению собственных машин, олицетворяющих новую эпоху. Вместе с развитием рыночных отношений появился рост спроса на бюджетные и малолитражные автомобили, которые стали доступными для более широкого круга населения. 

Напомню, что в середине 90-х годов была большая инфляция в стране, но если говорить о первой половине десятилетия, то в среднем зарплата среднестатистического инженера составляла 240 рублей, а цена на автомобили среднего класса, такие как «ГАЗ-24 Волга» и «Москвич-412», составляла около 15-20 тысяч рублей. Зарубежные марки автомобилей и подавно стоили в разы дороже.Изменения автомобильного рынка за последние 50 лет

Пик появления автосалонов в России пришелся на начало 2000-х годов. С развитием технологий и увеличением покупательской способности, автомобили ушли в массы. С открытием зарубежного авто-потенциала в стране начали появляться и их представители, автосалоны и дилеры. Они предоставляли широкий выбор машин различных марок и моделей, а также услуги по продаже, обслуживанию и ремонту автомобилей. На российский рынок вышли новые для отечественного потребителя марки авто: например, Renault, BMW, Ford и др., и конкуренция среди производителей только усилилась. Автомобили стали не только средством передвижения, но и стилем жизни. Покупатели все больше обращали внимание на дизайн, комфорт и инновации, что способствовало разнообразию предложения.

Важно отметить, что в этот период важную роль сыграли такие японские производители, предлагая надежные и экономичные автомобили, которые быстро завоевали популярность среди потребителей. Они стали символами качества и надежности.Изменения автомобильного рынка за последние 50 лет

Постепенно с развитием интернет-технологий и появлением онлайн-площадок продажа автомобилей претерпела невероятные изменения. Сегодня для поиска и покупки машины своей мечты водителям больше не нужно покидать дома и посещать множество автосалонов. Автолюбители могут обратиться к онлайн-классифайдам — сайтам с объявлениями от частных лиц и агентств. Или использовать для поиска авто официальные сайты автопроизводителей и платформы, которые специализируются исключительно на продаже автомобилей. Интернет предоставил потребителям множество удобных инструментов для исследования и сравнения автомобилей. Сейчас вы можете просматривать тысячи объявлений, читать отзывы других владельцев, что в общем позволяет принимать взвешенные решения.

В том числе благодаря интернету стала эффективнее работать покупка автомобилей «с рук». Уже достаточно давно на различных площадках владельцы авто размещают объявления по продаже своих машин, где потенциальный покупатель может просматривать интересующие его объявления и общаться напрямую с бывшим владельцем. Один из минус в таком способе покупки — не все продавцы честны со своими покупателями. 

Помимо прочего, недавно один из маркетплейсов совместно с компанией Chery запустили продажу автомобилей, после чего к ним присоединились еще несколько дилеров. Сейчас в рамках эксперимента на площадке можно приобрести автомобиль с доставкой, правда, только по Москве и Подмосковью. Тем самым этот маркетплейс вошел в ряд онлайн-автосалонов, таких как АвтоСкидка.

Стремительное развитие цифровой среды и технологий обработки данных гарантирует переход к новому этапу продаж автомобилей. Я уверена, что будущее автомобильной индустрии будет сильно определяться автоматизацией и технологическими инновациями. И то, что сейчас мы можем себе только представить и предположить на опыте прошлых лет в будущем может стать реальностью. Пока оно носит лишь вариативный характер, конечно, многое зависит от того, как люди будут воспринимать новые технологии и допустят ли они их в свою жизнь. Однако то, что сфера цифровой реальности будет только развиваться, — бесспорный факт. Как никогда раньше об этом можно смело утверждать, зная какой шаг сделало человечество в этом веке в плане инновационных разработок.

С развитием искусственного интеллекта, машинного обучения и автономных технологий, то, что ранее делал человек, будет все чаще выполняться машинами, роботами и нейронными сетями, уже сейчас мы видим первые плоды такого рода взаимодействия. Все это освободит человеческие ресурсы от операционных задач, позволяя людям уделить больше времени себе, своим близким и путешествиям. 

Что же насчет автомобильных продаж, безусловно, они выйдут на новый уровень и  будут максимально автоматизированы, общение с продавцами и менеджерами со временем сведется к минимуму, благодаря развитию голосовых роботов, обсуждению деталей сделок в мессенджерах и электронному документообороту. При этом сам процесс получения заветного автомобиля будет проходить гораздо быстрее и проще, потому что также изменятся процессы доставки и логистика. То есть сейчас, в 99 процентах салонов нужно лично ехать/смотреть/получать автомобиль и затем ехать до своего дома. На сегодняшний день доставляют новые автомобили клиентам, пожалуй, до 10 компаний в нашей стране, в том числе и АвтоСкидка. В будущем, очевидно, это направление будет развиваться дальше.

На мой взгляд, в будущем онлайн-продажи станут обычным способом покупки автомобилей, таким же обычным, как покупка книг, продуктов питания и походом в онлайн-кинотеатр. Конечно, очевидно, что для отдельных уникальных моделей или услуг сохранится традиционный подход, но основная часть продаж автомобилей будет приходиться на онлайн-продажи. Компании, которые смогут быстро адаптироваться к новым условиям и предоставить максимальные гарантии, удобство, клиентоориентированность и простоту и удобство в покупках, будут иметь значительное преимущество на рынке.  

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации21.11.2018
Уставной капитал10 100 000,00 ₽
Юридический адрес Г.Москва ПОСЕЛЕНИЕ "МОСРЕНТГЕН" КМ КИЕВСКОЕ Ш 21-Й 3 СТРОЕНИЕ 1 ПОМЕЩ. CXXX, ЭТАЖ 6
ОГРН 1187746952513
ИНН / КПП 7751151574 775101001
Среднесписочная численность8 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, пос. Мосрентген, Киевское шоссе, 21-й километр, д. 3 с. 2, оф. 6.2
Телефон +78002222563