Медицинский туризм: за каким лечением ехать в Москву и почему
Как устроен медицинский туризм для пациента и медицинского учреждения. Кто и зачем едет в Москву на лечениеЭксперт в области медицинского менеджмента и проектного управления. Более 15 лет опыта работы в страховании и частной медицине
Об организации медицинского туризма и актуальных трендах направления рассказывает Дмитрий Хабаров, Исполнительный директор ГУТА КЛИНИК.
Медицинский туризм — организованные поездки в другой регион страны или за ее пределы с целью получения медицинской помощи.
Как правило, в медицинский тур отправляются, когда нужно получить плановую несрочную помощь, поскольку экстренная доступна по программам добровольного или обязательного страхования по месту жительства.
Чаще всего туристы едут за хирургическим лечением, стоматологией и ЭКО.
В последние два года Россия становится популярным медицинским направлением для пациентов из стран бывшего СНГ и Ближнего Востока. Но не менее активно развивается и внутренний медицинский туризм.
Как все устроено
В теории любой гражданин любой страны может обратиться к любую клинику мира за получением медицинской помощи. Если пациент сам оплачивает услуги, юридических ограничений нет.
Как правило, клиники готовы помочь пациенту с оформлением всех необходимых для путешествия документов, вплоть до приглашения для оформления туристической визы.
Но все же прямые контакты «пациент-клиника» довольно редкие. Поскольку озадачившись необходимостью лечения, человек, во-первых, выбирает из нескольких клиник или врачей, а во вторых, существуют межкультурные особенности общения. Которые становятся особенно важны в таком деликатном деле как здоровье пациента или членов его семьи.
И тут ему на помощь приходят компании медицинского ассистанса — агрегаторы провайдеров услуг под определенную географию или направление медицины.
Эти своего рода агентства медицинского туризма формализуют рынок и отношения «клиника-пациент». Они формируют каталог различных медицинских учреждений под различные запросы — определенные операции, программы, врачей. И работают по агентской схеме: заключают агентский договор с клиниками, по которым получают вознаграждение за каждую «проданную» услугу. Для пациента обращение в ассистанс компанию, как правило, бесплатно, он платит непосредственно медицинскому учреждению.
Обычно ассистанс компании сами ищут интересных провайдеров медицинских услуг, опережая запросы пациентов. Но существует и обратная схема, когда под запросы клиник на определенную аудиторию ассистанс компании ведут поиск заинтересованных пациентов.
Таким образом, такие компании являются посредниками между пациентами и клиниками, помогая им быстрее находить друг друга.
Кроме поиска, второй важной функцией компаний медицинского ассистанса в организации медицинского туризма является построение диалога пациента с клиникой, консультирование и сопровождение на всех этапах поездки и лечения.
Например, перевод медицинской документации, организация онлайн консультаций, поиск жилья на время предоперационной диагностики и реабилитации и т.д. Важна и чисто психологическая поддержка, ведь вопрос выбора медицинской помощи всегда сложный и многогранный.
Самым простым инструментом по развитию медицинского туризма для клиники являются выездные приемы врачей клиники в регионе. Их как раз и организуют компании-агенты. На таких первичных консультациях происходит отбор пациентов на оперативное лечение по конкретным направлениям и диагнозам. И в случае, если они договариваются, медицинский ассистанс начинает работать с пациентом.
Кто и за каким лечением едет в Москву и почему
Еще лет 5-7 назад в Москву активно ездили жители скандинавских стран за стоматологическим лечением. Для них московские стоматологи почти ничем не отличались по уровню от своих, но при этом стоили значительно дешевле, чем на родине.
Сегодня мы наблюдаем смену вектора в сторону стран бывшего СНГ и Азиатского региона. И потенциал этого рынка для нас несомненно высокий.
В последнее время нам приходят предложения о сотрудничестве от компаний, работающих на Ближнем Востоке, Китае, Армении, Таджикистане, Узбекистане, Киргизстане. В этих странах нет такого развитого ОМС как в России, поэтому есть спрос, особенно на высокотехнологичные или экспертные виды помощи.
Если говорить про Москву, но наиболее востребованы среди медицинских туристов являются следующие направления:
- Ортопедия и травматология
- Спинальная хирургия
- Урология
- Оториноларингология
- Лечение сахарного диабета (установка инсулиновых помп)
- ЭКО
- Онкология
Большинство российских внутренних медицинских туристов едут лечиться по ОМС — государственным квотам на бесплатную высокотехнологичную медицинскую помощь. Поскольку за полную стоимость жителям регионов в столице лечиться, в основном, дорого.
ГУТА КЛИНИК работает в сегменте ОМС уже третий год и с каждым годом мы наблюдаем, что доля пациентов из отдаленных от Москвы регионов (всех, кроме Московской области), стабильно растет по всем направлениям. Это говорит о том, что несмотря на возрастающую стоимость расходов на транспорт и проживание во время прохождения лечения, пациенты готовы ехать в Москву. Возможно, причина в возрастающем доверии столичным медикам и уровню оказания помощи.
Кстати, здесь существует и обратный тренд, когда москвичи уезжают в другой регион за дорогостоящим лечением. В основном, за стоматологией. Потому что даже с учетом расходов на транспорт и проживание это оказывается дешевле, чем в московских клиниках.
Еще один тренд — увеличивающийся поток пациентов на ЭКО из Китая. Там на государственном уровне существуют жесткие ограничения, например на предимлантационную диагностику или на все виды донорских программ. И спрос с каждым годом растет, поэтому клиникам, специализирующимся на репродукции, есть смысл активно продвигаться в этом регионе.
Растущий спрос на медицинские услуги российских и, прежде всего, московских клиник наблюдается также в ОЭА. Несмотря на то, что медицина там сравнительно высокого уровня, по факту многие граждане ей не очень довольны. Поэтому там востребованы квалифицированные российские врачи, которые открывают там частные практики или целые клиники.
Сегодня по технологическому и кадровому потенциалу Москва не уступает европейским лидерам медицинского рынка, но эти услуги дешевле, чем в Европе. Поэтому несомненно, что здесь у медицинского туризма большие перспективы.
Чтобы использовать их в своих интересах, клиникам и компаниям медицинского ассистанса необходимо совместно работать по трем направлениям:
- увеличение потока пациентов из зарубежных стран
- налаживание стандартных схем сотрудничества
- цифровизация взаимодействия с пациентом
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети