Измы в организации: что такое презентеизм, абсентеизм и ресентеизм
Неудовлетворенность условиями труда сотрудники выражают по-разному. Расскажем про три способа такого поведения на работе: абсентеизм, презентеизм и ресентеизмВедущий эксперт в области HR и управленческого консалтинга в России. Автор книг по управлению персоналом, Член PMI EMEA, международного сообщества фасилитаторов, сертифицированный тренер BSC.
Неудовлетворенность сотрудников условиями работы или задачами может поведенчески выражаться различными способами. Алексей Клочков, основатель HR-Tech компании Happy Job, ведущий эксперт HR и управленческого консалтинга в России, расскажет о трех трендах, охвативших рабочую среду в последние годы — абсентеизме, презентеизме и резентеизме.
Абсентеизм
Абсентеизм — хроническое отсутствие сотрудника на рабочем месте, которое мешает ему выполнять свою работу своевременно и продуктивно. Абсентеизм чаще всего выражается в форме прогулов, однако у него есть и скрытая форма: так называемые «кражи времени» — длительные обеды и перерывы, опоздания и ранний уход с работы.
Абсентеизм в организации рассчитывается как частное количества дней прогулов и общего числа рабочих дней, умноженное на сто процентов. Например, если сотрудник отсутствовал 3 дня из 25 рабочих в текущем месяце, уровень абсентеизма составляет 12%
К абсентеизму, пишут исследователи, более склонны молодые люди, экстраверты, люди, страдающие различного рода зависимостями, депрессией.
Причины абсентеизма:
Полностью устранить абсентеизм невозможно: люди могут отсутствовать по состоянию здоровья, семейным обстоятельствам и многим другим причинам. Для работодателя важно следить, чтобы абсентеизм не был вызван токсичной атмосферой в коллективе, выгоранием и падением интереса к работе и недовольством корпоративной культурой.
- Выгорание и переработки.
- Повышенный уровень стресса.
- Отсутствие признания со стороны руководства.
- Токсичная атмосфера в коллективе.
- Уход за детьми и престарелыми родственниками.
- Отсутствие вовлеченности и мотивации.
- Нечеткие процессы.
- Плохие отношения с руководством.
- Поиск новой работы.
Последствия абсентеизма:
Абсентеизм вредит не только моральному состоянию сотрудников, но и бизнес-показателям компании. В краткосрочной перспективе это грозит падением доходов и качества продукции, а в долгосрочном — снижением конкурентоспособности на рынке.
- Падение производительности, которое выливается в снижение выручки и прибыли.
- Рост нагрузки на сотрудников, замещающих коллегу в его отсутствие.
- Снижение качества продукции и услуг компании.
- Снижение морального духа команды.
- Рост затрат на компенсацию отсутствующим сотрудникам и переработки заместителей.
- Необходимость поиска внештатных сотрудников или фрилансеров на замену.
Как бороться с абсентеизмом:
Методы борьбы с абсентеизмом сильно разнятся, в зависимости от причины уклонения сотрудников от работы. В каких-то случаях может потребоваться перестройка всей корпоративной культуры в компании, в каких-то — санкции за систематические прогулы, а в каких-то — точечная помощь сотруднику, проходящему через кризис.
- Гибкие часы или гибридный рабочий график, чтобы поддерживать work-life balance сотрудников.
- Частичная компенсация расходов по уходу за детьми или престарелыми родственниками.
- Обсуждение с сотрудником причин частых прогулов на встречах 1:1 и предоставление помощи в случае необходимости.
- Поощрение хорошей посещаемости в виде благодарственных писем или материального стимулирования.
- Введение KPI по посещаемости.
- Поддержка высокого уровня лояльности и вовлеченности персонала.
- Привлечение всех сотрудников (независимо от должности) к ответственности за частые прогулы.
Презентеизм
Презентеизм — стремление сотрудника присутствовать на рабочем месте или продолжать работать, несмотря на плохое самочувствие из-за соматической болезни, травмы или ментального состояния.
Оценить ущерб, который абсентеизм наносит бизнесу, достаточно сложно — это явление на рабочем месте не так легко отслеживать, как абсентеизм. Однако многие исследования приходят к выводу, что презентеизм сотрудников обходится компаниям гораздо дороже абсентеизма из-за стойкого падения производительности.
Один из немногих способов оценить распространенность презентеизма на рабочем месте — самоотчет сотрудников. Менеджеру можно напрямую спросить: «Сколько раз за последний квартал вы приходили на работу, когда следовало бы взять больничный? Оцените по шкале от 1 до 10, насколько вы были продуктивны в эти дни по сравнению с вашим обычным состоянием?».
В качестве альтернативы можно использовать готовые опросники персонала — например, на платформе Happy Job.
Причины презентеизма:
- Культ токсичной продуктивности на работе: многие сотрудники боятся, что, взяв отгул, будут выглядеть в глазах руководства недостаточно лояльными и мотивированными, и упустят из-за этого карьерные возможности.
- Структурные препятствия в организации: например, отсутствие оплачиваемого отпуска по болезни.
- Незаменимость сотрудника: если в его отсутствие на работе никто не может взять на себя его обязанности, сотрудники предпочитают работать даже в состоянии болезни, чтобы не допустить срыва сроков задач.
- Нежелание подводить коллег. Это особенно актуально в командах с высокой взаимозависимостью задач.
- Боязнь разочаровать клиентов. Если отсутствие сотрудника на работе может напрямую навредить клиентским отношениям, они будут более склонны к презентеизму.
- Субъективное чувство уязвимости на работе: если сотрудник чувствует неуверенность в сохранности рабочего места, он будет более склонен к презентеизму.
Последствия презентеизма:
- Падение продуктивности.
- Ошибки в работе из-за плохого самочувствия и невозможности сконцентрироваться.
- Презентеизм может продлить состояние болезни или усугубить течение хронического заболевания.
- Есть риск, что сотрудник в состоянии болезни может заразить коллег.
Как бороться с презентеизмом:
Борьба с презентеизмом — деликатный вопрос. Некоторые сотрудники могут в штыки воспринять интерес работодателя к их состоянию здоровья (особенно если речь идет о хроническом или врожденном заболевании). Поэтому лучшее, что может сделать работодатель, это предоставить необходимые инструменты для самостоятельной заботы о здоровье и консультации, чтобы сотрудники относились к этому более осознанно.
- Расширить перечень предоставляемых отпусков — по семейным, личным, медицинским и другим причинам.
- Ввести Wellbeing-программы.
- Поощрять здоровый образ жизни за счет корпоративных инициатив: совместных спортивных мероприятий, оплаты спортзала и ДМС.
- Перестроить корпоративную культуру и стимулировать сотрудников не жертвовать здоровьем ради работы.
- Сделать рабочие процессы прозрачными и мобильными, чтобы сотрудник мог передать свои обязанности коллеге на время болезни.
- Предусмотреть возможность работы на дому в случае плохого самочувствия.
Ресентеизм
Ресентеизм — ситуация, когда сотрудник остается на нелюбимой работе из-за невозможности уволиться. Он может продолжать работать из-за финансовых опасений или отсутствия доступных альтернатив. При этом он теряет интерес, мотивацию и продуктивность.
Ресентеизм называют преемником феномена тихого увольнения — выполнение сотрудником минимального объема работы с минимальным приложением усилий. Однако, в отличие от тихого увольнения, испытывающие ресентеизм люди могут позволить себе открыто критиковать компанию, заявляя о желании поскорее уволиться.
По данным исследования американского разработчика ПО UKG, 45% американских работников настолько ненавидят свою работу, что «не пожелали бы ее и злейшему из врагов».
Причины ресентеизма:
Причины ресентеизма коренятся не только во внутреннем состоянии сотрудников, но и в неопределенности внешней среды.
- Нестабильная макроэкономическая обстановка, которая снижает склонность людей к риску искать новую работу.
- Растущая стоимость жизни и высокая инфляция, повышающая значимость финансового фактора при выборе работодателя.
- Страх увольнения.
- Невозможность найти другую работу из-за нехватки компетенций или опыта.
- Отсутствие карьерных планов и ориентиров.
Последствия ресентеизма:
Сотрудники, которые испытывают ресентеизм, менее мотивированы и заинтересованы как в повышении собственной эффективности, так и в развитии бизнеса.
- Снижение мотивации и продуктивности персонала.
- Падение морального духа команды: ресентеизм с легкостью распространяется от одного сотрудника к другому.
- Повышение склонности команды к конфликтам.
Как бороться с ресентеизмом:
Если вы заметили, что некоторые члены вашей команды проявляют признаки ресентеизма, вы можете предпринять несколько шагов:
- Создайте безопасное пространство для коммуникации и позвольте сотрудникам на личной встрече открыто обсудить с вами то, что их беспокоит.
- Предоставьте дополнительные дни отпуска сотрудникам, которые истощены морально и физически.
- Предлагайте помощь: консультации психолога или карьерного коуча, чтобы помочь сотрудникам, испытывающим трудности, победить кризис.
- Поощряйте возможности профессионального роста: инвестируйте в своих сотрудников и следите за тем, чтобы у них были прозрачные пути как вертикального, так и горизонтального продвижения по службе.
- Сосредоточьтесь на вовлеченности: проведите опрос персонала, выслушайте их мнение и примите меры, чтобы удовлетворить их потребности на рабочем месте.
- Создавайте в команде атмосферу позитива, празднуйте успехи и награждайте сотрудников за их усилия.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты