Налоговая амнистия 2025: в чем риски
Аффилированные компании в последующие годы, скорее всего, попадут в зону особого внимания налоговой. С какими рисками надо быть особенно осторожнымиОпыт урегулирования налоговых споров и консультирования по вопросам налогообложения более 20 лет, член Ассоциации налоговых консультантов.
Чтобы списать налоги, сэкономленные благодаря «упрощенке», ЕСХН и патентной системе налогообложения раздробленный бизнес должен с 1 января 2025 начать платить их по общим правилам. Однако условия амнистии допускают разные сценарии поведения как самих налогоплательщиков, так и налоговых органов, которые рассмотрим в этой статье налоговых юристов и аудиторов «ПРАВОВЕСТ Аудит».
1. Прежде всего правила налоговой амнистии ориентированы на те группы лиц, в отношении которых продолжается выездная проверка за 2022-2024 гг., выявившая дробление бизнеса, либо такая проверка не имеет пока решения. Для них закон буквально предполагает, что соблюдение условий налоговой амнистии за уже проверенный период должно проверяться так же в рамках выездной налоговой проверки, но уже за период 2025-2026 гг. Если такая проверка не установит нарушений из дробления бизнеса, недоимка из тех нарушений за 2022-2024 гг. будет прощена в момент вступления в силу решения инспекции по итогам выездной налоговой проверки за 2025-2026 гг.
С учетом трехлетней давности налогового контроля это означает, что выездные проверки в отношении данной категории групп лиц за 2025 год могут назначить вплоть до 31 декабря 2028 года, а за 2026 год — до 31 декабря 2029 года.
Налоговая амнистия за дробление бизнеса — 2025: ответы на главные вопросы > >
2. Вторую категорию групп лиц, на которых может распространяться налоговая амнистия, составляют те, которые имеют или подозревают у себя признаки дробления бизнеса в понимании Федерального закона от 12.07.2024 №176-ФЗ, но пока не стали объектом выездного налогового контроля. Для них из закона следует несколько возможных вариантов развития событий.
а) оставить все как есть
Теоретически эти компании могут оказаться «счастливчиками», которые несмотря на продолжение бизнеса без каких-либо изменений, не попадут в прицел внимания инспекции. Этот сценарий предполагает, что в течение 2025-2027 гг. в отношении них не будут назначены выездные налоговые проверки за соответственно 2022-2024 гг., и возможность вменять «общие» налоги за эти периоды будет утрачена. Однако, с учетом повышенного внимания к дроблению (скорее всего оно будет только расти!), если компания продолжит «жить по-старому», то выездная проверка в 2025-2026 гг., не связанная с налоговой амнистией, не заставит себя ждать.
б) устранить признаки дробления
Полагаем, что этот подход будет более взвешенным, признаки дробления бизнеса игнорировать уже нельзя. Налоговую амнистию следует рассматривать как средство экономии. Этот путь может предполагать переход всех или части участников группы на общим режим налогообложения, консолидацию бизнеса на одном лице и даже прекращение деятельности полностью или частично.
Обратите внимание: оценка деятельности группы в 2025-2026 гг. на признаки дробления будет даваться инспекцией на основе изучения известных фактов. Прощение налоговой задолженности за 2022-2024 гг. не требует от группы лиц заявительного отказа от дробления бизнеса.
Если принятые группой меры, будут признаны соответствующими правилам амнистии по итогам допроверочного анализа, то выездную проверку скорее всего назначать не будут. Поэтому для таких групп лиц вопрос о прощении задолженности за 2022-2024 гг. может быть отложен до 2026-2028 гг., когда истекут сроки давности налогового контроля. Этот сценарий тем не менее не означает, что у налоговых органов не будет вопросов к участникам группы лиц, и ей не придется пояснять свою позицию как по деятельности в 2022-2024 гг., так и в течение 2025-2026 гг.
Если новая бизнес-модель до наступления 2026-2028 гг. не убедит налоговый орган в отсутствии признаков дробления бизнеса, скорее всего, группа будет поставлена перед ультиматумом:
- добровольная уплата задолженности за 2022-2024 гг.
- или ее вменение по итогам выездной проверки. Причем будут предполагаться к пересмотру и налоговые обязательства за 2025-2026 гг.
Несогласие с утверждением налогового органа о продолжении дробления бизнеса почти заведомо обрекает группу лиц на выездные налоговые проверки как за 2022-2024 гг., так и за 2025-2026 гг., что влечет потенциальные издержки в виде штрафов и пеней.
Последние успехи ФНС на ниве «дробления бизнеса» не оставляют сомнений в том, что выявление злоупотреблений правом на специальные режимы налогообложения продолжит быть одним из трендов налогового контроля в 2025-2026 гг. Причем можно предполагать, что в результате самостоятельного «обеления» некоторых групп лиц для ФНС значительно сузится область исследования в остальной части, что понижает шанс раздробленного бизнеса остаться незамеченным.
Тем не менее недостаточная определенность правил налоговой амнистии оставляет раздробленному бизнесу некоторую вариативность поведения. При этом разработка плана действий усложняется грядущей Налоговой реформой — 2025, напрямую затрагивающей обязательства «упрощенцев».
В таких обстоятельствах для снижения потенциальных налоговых рисков нужно не только проверить деятельность группы лиц на признаки дробления бизнеса в старой и новой структуре, но и оценить корректность бухгалтерского и налогового учета в прошлом и в будущем, исправить выявленные ошибки.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети