РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Главная Frank RG 24 декабря 2024

Ключ к сердцу малого бизнеса — удобный и понятный интернет-банк

О том, как банки совершенствуют свой интерфейс, расширяют функционал и как это отражается на бизнесе — в нашем репортаже с премии
Интернет банк
Источник изображения: Личный архив компании

На вручении премии Frank SME Digital Banking Award 2024 аналитики Frank RG представили результаты масштабного исследования «Интернет-банки для малого бизнеса 2024», обсудили с игроками рынка настоящее и будущее сегмента и наградили лучших из лучших.

Настало время быть проще

Мероприятие традиционно началось с презентации Frank RG. Результаты исследования «Интернет-банки для малого бизнеса 2024» представил со сцены Дмитрий Новоченко, старший проектный лидер компании.

Интересной особенностью исследования этого года стало проведение UX-тестирований интернет-банков в нейролаборатории. За счет этого получилось собрать нейромаркетинговые метрики, которые оценивали вовлеченность и уровень эмоционального отклика респондентов. Мы видим, что банки в погоне за функционалом потеряли из виду удобство пользователей,

— рассказал эксперт.

По данным аналитиков Frank RG, в 57% случаев главные страницы исследуемых интернет-банков вызвали у пользователей негативную эмоциональную реакцию в ходе UX-тестов. Виной этому — перегруженность интерфейсов различными сервисами и функциями. Из-за этого пользователи терялись на главной странице и не могли найти точку входа в наиболее важные для них сценарии, такие как: просмотр баланса, формирование платежки, выгрузка выписки, просмотр истории транзакций и т.д.

Ключ к сердцу малого бизнеса — удобный и понятный интернет-банк
Дмитрий Новоченко — старший проектный лидер Frank RG

Некоторые банки предоставляют пользователям возможность настроить главную страницу под себя. Но, как отметил Дмитрий Новоченко, большинство клиентов (83%) просто не делают этого. Среди них те, кто не считает это необходимым (62%), кто не задумывался об этой функции (28%), а также те, кто не знает, как это сделать (7%).

Большинство клиентов хотят, чтобы банк самостоятельно оптимизировал интернет-банк под их потребности и дал им готовый продукт, который не требует от них дополнительных усилий. Основное, что клиенты хотят от интернет-банка — простой и удобный интерфейс, стабильная работа и быстрая работа системы и всех базовый функций, а также оперативная и персонализированная поддержка.

Нейротехнологии теперь в игре

После своего выступления Дмитрий Новоченко передал слово Наталии Галкиной, генеральному директору Neurotrend. Она в своей презентации «Neuroscience для банков» рассказала гостям про технологии нейромаркетинга, которые применяли аналитики Frank RG в своем исследовании.

Ключ к сердцу малого бизнеса — удобный и понятный интернет-банк
Наталия Галкина — генеральный директор Neurotrend

Спикер рассказала, как сегодня можно «читать мысли» респондентов и оценить их ощущения от использования интерфейсов, просмотра рекламных роликов и других действий. Это перспективное направление для банковской аналитики, которое может серьезно повлиять на то, как оценивать удобство ДБО.

Но на мероприятии гостям «залезать в голову» участников рынка не пришлось — представители банков и бизнеса сами поделились своими мыслями и презентовали новые идеи на дискуссиях «Интернет-банк в жизни предпринимателя» и «Каким должен быть интернет-банк для бизнеса в 2024 году?».

Что хотят предприниматели от интернет-банков?

В первой дискуссии «Интернет-банк в жизни предпринимателя» приняли участие предприниматели и банкиры. Они обсудили функционал интернет-банков и затронули общие вопросы взаимодействия малого бизнеса с банками.

Ключ к сердцу малого бизнеса — удобный и понятный интернет-банк
Слева направо: Дмитрий Новоченко, старший проектный лидер Frank RG; Дмитрий Литвинов, заместитель председателя правления Банк Бланк; Юрий Окишев, генеральный директор Аудиториум; Светлана Павельчук, основатель и генеральный директор Авангард Бюро; Дмитрий Фалалеев, основатель U Skillz

«На самом деле, бизнесу нужны не банки. Бизнесу нужно, чтобы платежи ходили, зарплаты выплачивались. И, собственно, отсюда вытекает, в чем заключается наше основное взаимодействие с банком: мы смотрим баланс, отправляем платежки, следим, пришли ли деньги от клиентов, и выплачиваем зарплату. И мы хотим делать это быстро и удобно», — поделился генеральный директор «Аудиториум СиДжи» Юрий Окишев.

Основатель и генеральный директор «Авангард Бюро» Светлана Павельчук объяснила, что в сегменте МСБ с интернет-банками в первую очередь работают бухгалтеры компаний. Подтвердил это и основатель U Skillz Дмитрий Фалалеев.

Спикеры отметили, что предприниматели отдают предпочтение мобильным приложениям — они для них гораздо удобнее, чем веб-версии. А также, что представители бизнеса обычно пользуются сразу несколькими банками. Это позволяет им не ломать свои бизнес-процессы из-за блокировок счетов по 115-ФЗ, которые являются одной из основных болей малого бизнеса сейчас.

Дмитрий Литвинов, зампред правления банка Бланк, отметил: «Действительно, после какого-то подозрительного платежа возможна блокировка финансовых операций, и снятие ограничений занимает иногда до нескольких месяцев. Если компания не очень финансово гибкая, это, фактически, ставит под угрозу весь бизнес».

Но он напомнил, что банки стремятся понять логику клиентов — слышат запросы и хорошо видят проблемы, с которыми они сталкиваются. Им особенно важно, чтобы клиент мог решать возникающие вопросы, нажав всего несколько кнопок, — особенно, когда речь идет о базовых функциях наподобие перевода.

«Мы разрабатываем максимально простой интерфейс, чтобы клиенты могли отправлять и получать платежи, формировать выписки, подписывать документы. Но, безусловно, за кнопками скрываются те самые процессы контроля, на которых мы сфокусированы, чтобы их постоянно улучшать», — сказал представитель банка Бланк.

Решить сто и одну проблему

После микрофон снова перешел к предпринимателям. Они рассказали, какие положительные изменения и сложности в работе интернет-банков заметили за последние три года. Светлана Павельчук отметила, что интерфейс интернет-банков стал удобнее.

Дмитрий Фалалеев обратил внимание на то, что улучшилась обратная связь и скорость реагирования: «Мне, как пользователю, кажется, что скорость реагирования стала лучше. Это, конечно, здорово, потому что ты можешь действительно решать какие-то вопросы достаточно быстро и тебе не обязательно звонить в банк», — сказал он.

Среди проблем предприниматели назвали технические ошибки, вопросы, связанные с отображением счетов, удобством и безопасностью. Как выяснилось, предпринимателей особенно пугает перспектива развития агрессивного продвижения продуктов банков. Юрий Окишев отметил: «Агрессивный маркетинг — это не повод уходить, но повод устать». А реклама ждет клиентов повсюду — в приложениях, чатах, поступающих звонках.

Поэтому генеральный директор «Авангард Бюро» объяснила, что важна «игра в долгую», а не разовая история с продажей того же кредита для бизнеса: «Очень важно повышать финансовую грамотность предпринимателя. Нужно понимать, что бизнес вашего клиента будет расти — и вы на этом будете зарабатывать гораздо больше, чем на разовой продаже», — поделилась спикер.

После эти проблемные точки разобрал уже Дмитрий Литвинов. Он рассказал, что банки стараются стать лучше и удобнее для своих клиентов. Например, в их банке существует функциональность потоков — эта функция похожа на резервные фонды: «С их помощью предприниматель может настроить распределение поступлений каждого платежа сразу на несколько синтетических счетов, кошельков. И, получая деньги, он сможет сразу откладывать их на нужды бизнеса — развитие, амортизацию», — отметил представитель банка Бланк.

Говоря про проблему, связанную с агрессивным маркетингом, Дмитрий объяснил, что она в самом деле имеет место быть, но это история, которая есть сейчас во всех сферах. Кроме того, о некоторых функциях клиенту можно рассказать лишь в прямом диалоге.

«Надо действительно аккуратно подходить к этому вопросу и понимать, какие каналы стоит использовать индивидуально. Но звонки исключить практически нельзя. В рамках нашей работы мы выяснили, что отправленное уведомление в чат, SMS порой просто не доходят до предпринимателей», — объяснил эксперт.

Дмитрий Литвинов завершил свое выступление ответом на тезис про сбои в работе. Он отметил, что со временем в банках появляются новые инструменты и системы мониторинга, которые помогают отслеживать любые неполадки и оперативно восстанавливать доступы.

Как банки учатся «читать мысли»

Представители банков приняли участие в дискуссии «Каким должен быть интернет-банк для бизнеса в 2024 году?». Особое внимание спикеры уделили вопросу персонализации. Руководитель дирекции развития цифровых сервисов Альфа-Банка Денис Ананьев объяснил, что, когда речь идет о бизнесе, банки имеют дело с малым, средним и крупным бизнесом. Поэтому необходимо находить подход не только к каждому отдельному предпринимателю, но и к каждому сегменту. Кроме того, важно учитывать изменения запросов клиента.

Ключ к сердцу малого бизнеса — удобный и понятный интернет-банк
Слева направо: Юрий Грибанов, генеральный директор Frank RG; Александр Александров, начальник управления «Интернет-банк» департамента корпоративного цифрового бизнеса — вице-президент Банка ВТБ; Денис Ананьев, руководитель дирекции развития цифровых сервисов Альфа-Банка; Борис Ведерников, Chief Platform Owner Точка Банк; Аветик Овсепян, Аветик Овсепян, лидер направления продуктовой аналитики дивизиона «Цифровой корпоративный банк» Сбербанка; Иван Паткин, вице-президент, директор департамента электронного бизнеса среднего и малого бизнеса ПСБ

«Клиент может начинать свою работу с банком, будучи малым бизнесом, потом перейти в сегмент среднего, потом — крупного бизнеса. Поэтому для нас важно в зависимости от масштабов клиента подбирать действительно максимально интересные и удобные решения», — сказал представитель Альфа-Банка.

При этом без участия клиента создание удачного персонализированного интерфейса невозможно. По мнению Ивана Паткина, вице-президента, директора департамента электронного бизнеса малого и среднего бизнеса ПСБ, интерфейс должен основываться на данных, полученных в результате исследований. Ключевую роль в определении его полезности и удобства должны играть именно клиенты. Это помогает быстро принять наиболее удачное решение — что выгодно и для банка, и для пользователя. Иван Паткин также подчеркнул, что считает более эффективным в этом вопросе, чтобы не клиент настраивал сервис под себя, а интернет-банк автоматически настраивал свой интерфейс под клиента, в том числе применяя ролевые модели.

«Каждый клиент в таком случае выполняет какую-то роль — например, он директор, бухгалтер, сотрудник компании. И этот список довольно длинный — например, сейчас есть запрос даже на роли кассира, держателя карт. И как раз под эти роли и нужно подгонять интерфейс и функционал», — рассказал он.

Главное — не «надоесть» клиенту

Спикеры затронули и вопрос небанковских сервисов, и маркетинговые стратегии, которые банки активно развивают сегодня. Chief Platform Owner банка для предпринимателей и предприятий Точка Борис Ведерников отметил интересный парадокс: «Банк, как любая коммерческая организация, хочет больше присутствовать в жизни пользователя. А пользователю, наоборот, хочется, чтобы банка было как можно меньше в его жизни».

Он объяснил, что здесь важно быть с клиентом в партнерской позиции, а агрессивный маркетинг этому не способствует, поэтому он поддержал предпринимателей, которые критиковали такой подход к рекламе. Например, в Точке, по его словам, нет агрессивных рекламных модулей внутри приложения.

Денис Ананьев рассказал, что в Альфа-Банке для ненавязчивого общения с клиентами они запрашивают обратную связь прямо в приложении: «У нас есть показатель «voice of business» — внутренние оценки, которые клиенты могут оставлять через различные каналы связи, включая приложение. Мы собираем эти данные для улучшения своих сервисов», — отметил спикер.

Обсудили на сцене мероприятия и правовые аспекты, связанные с банковскими сервисами. В частности, подписание документов с помощью SMS-сообщения, о чем часто грезят предприниматели.

Представители банков обсудили и роль персональных менеджеров, которые помогают клиентам решать проблемы — в том числе и с блокировками счетов по 115-ФЗ. Выходят на сцену здесь и алгоритмы искусственного интеллекта — те же боты. Но даже в этом случае доступ к номеру менеджера, по мнению представителей рынка, обязательно должен оставаться под рукой.

Обсуждая перспективы отрасли и значимость постоянного развития интерфейсов, выступающие напомнили и про стандарты Open API: «Open API сейчас активно продвигает ЦБ. И, вероятно, когда в интерфейсе любого удобного интернет-банка клиент сможет видеть все свои счета, делать выписки, а в дальнейшем и проводить платежи. Возможно, начнется новый виток конкуренции между банками», — рассказал Иван Паткин. По его мнению, в таком случае клиенты будут приходить в первую очередь за удобным интерфейсом, так как все остальные опции будут доступны им по умолчанию на любой платформе. С этим не согласился представитель банка Точка Борис Ведерников: «Я считаю, что развитие мультибанкинга стимулирует конкуренцию. Дело в том, что при одинаковом доступе к данным, в конкуренции победит тот, кто их лучше проанализирует». Он считает, что следующие 2-3 года банки будут искать новые способы закрыть потребности бизнеса, а Open API — один из инструментов, который может этому поспособствовать.

На сцене — лучшие из лучших

После дискуссий началось награждение — Frank RG представила гостям лучшие интернет-банки для малого бизнеса в этом году. Обладателями статуэток Frank SME Digital Banking Award 2024 стали:

  • Лучший интернет-банк для малого бизнеса — Точка
  • Лучший интернет-банк для малого бизнеса II место — Альфа-Банк
  • Лучший интернет-банк для малого бизнеса III место — ВТБ
  • Самый удобный интернет-банк для генерального директора — ВТБ
  • Самый удобный интернет-банк для бухгалтера — Модульбанк
  • Лучший интернет-банк для малого бизнеса по daily banking — Т-Банк
  • Высокая лояльность пользователей интернет-банка для малого бизнеса — Точка
  • Лучший интернет-банк для малого бизнеса по нейрометрикам — Альфа-Банк

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации25.08.2008
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Хорошевский, пр-кт Ленинградский, д. 37, эт 5 оф 17 пом 2
ОГРН 5087746017464
ИНН / КПП 7707673081 771401001
Среднесписочная численность49 сотрудников

Контакты

Адрес 125167, Россия, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, БЦ «Аэродом», офис 517
Телефон +74952807051

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия