Как выбирать ведущего для корпоративного обучения
Список рекомендаций от Бизнес-школы ITC Group о том, как подобрать спикера на обучение и остаться в восторге, основанный на 20-летнем опытеСотрудник пресс-службы Бизнес-школы ITC Group
За почти 20 лет, которые существует бизнес-школа ITC Group, мы организовали множество собеседований представителей компании и потенциального тренера, обработали тысячи заявок и присутствовали на несчетном количестве корпоративных семинаров — видели реакцию и как оценивают ведущего участники. Этот опыт позволил сформировать список рекомендаций от Бизнес-школы ITC Group о том, как подобрать спикера на обучение и остаться в восторге. Упустим ключевые и понятные моменты про опыт, стаж, отзывы, рекомендации.
1. Какой формат — такой и спикер.
Семинар — 80% монолог преподавателя и 20% вопросы и уточнения. Просто послушайте как кандидат рассказывает о себе, обращайте внимание на интонации, энергию, темп, лексику, как он будет ловить сигналы скуки с вашей стороны и отработает их. Усыпляет или вы ловите каждое слово? Сложно удержать внимание в течение 8 часов монотонного рассказа. Даже если компетенции тренера впечатляют, эффективность семинара с монотонным тренером-спринтером будет невысокой.
Семинар-практикум (мастер-класс) — преподаватель показывает как надо, участники повторяют или просто запоминают. Задача тренера на семинаре-практикуме поделиться знаниями, мастерством так, чтобы участники поняли и смогли потом самостоятельно повторить. Здесь важно умение объяснять на понятном языке/уровне для участников. Для семинаров-практикумов, чем больше практический опыт в реальном бизнесе у тренера, тем лучше. Именно здесь больше всего тренеров-звезд и больше всего бывает недовольных участников, которые не успевают за выступающим, а тот не задерживается, чтобы разъяснить мысль. Как понять, чего ожидать? Мы рекомендуем нашим клиентам попросить потенциального тренера рассказать что-то из практики, разобрать кейс. Например, если семинар-практикум будет посвящен работе корпоративного юриста, то попросите преподавателя разъяснить, как он разрешил ситуацию с сотрудником, который повадился писать жалобы в трудовую инспекцию. Оцените глубину рассказа, степень детализации и, что особенно важно, степень конкретики и практических реальных рекомендаций.
Тренинг — самый интерактивный формат. Участники делают, тренер корректирует. Для проведения тренинга у преподавателя должна быть большая заготовка практических заданий, деловых игр и кейсов для обсуждения/разбора. Важно умение оперативно реагировать и знать ответы на вопросы (в рамках темы) слушателей по заданиям. По опыту — это самые подвижные и энергичные ведущие. Для проверки можно спросить, какие задачи будут для участников, попросить примеры кейсов для отработки.
Бывают ли универсалы? Да, профессиональный спикер сможет провести обучение любого формата и сделать это хорошо. Но когда задача выбрать из нескольких кандидатур, например, в ITC group мы предлагаем как минимум 2-х потенциальных ведущих, то детали определяют выбор.
2. Уточните у сотрудников компании, какие именно пункты возможной программы важны, какие не актуальны.
Попросите потенциального тренера доработать программу. Хороший маркер, что семинар получится действительно эффективным — встречные уточнения от спикера. Например, если эти характеристики не указаны в задании: должностной состав участников, степень компетенций в предмете, почему возникла потребность именно в этом обучении, было ли в компании обучение по теме ранее — как давно, что так, что не так, специфика деятельности компании (если это важно по теме курса). В ITC Group такое недопустимо, но встречается такая практика, что преподаватели отказываются предоставить подробную программу заказчику, ссылаясь на опасение, что программу украдут. Это должно насторожить. Так же, как увиливание от конкретных ответов по программе, скрываясь за «не волнуйтесь, все будет, как вам надо». Преподаватели с высоким уровнем профессионализма и погруженные в тему могут генерировать возможные разделы программы в реальном времени и всегда дадут подробный компетентный ответ на вопрос.
Обратите внимание, насколько оправданно преподаватель перетягивает одеяло на себя: одно дело внести уточнение по программе и обосновать, почему что-то важно оставить, а что-то убрать/добавить, другое дело: «вам это не нужно, давайте лучше добавим блок про…», «вы вычеркнули блок про…, но я не буду переделывать программу, мне виднее как лучше».
3. Актуальность и современность учебного материала (презентации) преподавателя.
Одно дело, если вы приглашаете «играющего» тренера, который продолжает работать и развивать свои навыки в профессии. И то, это не всегда гарант, что он/она учится и актуализирует знания. Спросите, когда тренер сам в последний раз повышал квалификацию, чему-то учился по специальности. Можно уточнить дату последних изменений в презентации по курсу. Опираясь на опыт тренеров, с кем сотрудничает Бизнес-школа ITC Group, и кто неизменно собирает похвалы, отметим, что у таких преподавателей программы всегда отличаются актуальностью на день обучения и конкретикой. Преподаватель не пытается охватить все и сразу. Например, вместо обобщенного «работа с клиентской базой», программа разбита на блоки: «источники формирования клиентской базы», «способы структурировать клиентскую базу» и т. п.
4. И закончим список рекомендаций примером об «инопланетном разуме»
Возраст, внешний вид, лексикон, манера общения важны, иногда больше, чем рекомендации и квалификация. То, что хорошо и без лишнего сопротивления было принято в строгой корпоративной культуре «в галстуках и по имени отчеству», скорее всего, тяжело примут в среде хипстеров или в бирюзовой компании. Иногда кажется, что такая взрывная концепция, как пригласить «инопланетный разум» настолько удивит и взбодрит, что аудитория станет более восприимчивой, но 20 лет опыта Бизнес-школы ITC Group говорят — нет. Стиль и подача материала преподавателем должны соответствовать аудитории.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети