РБК Компании

За какими показателями бизнеса в кризис нужно следить в первую очередь

Важно регулярно оценивать финансовое состояние бизнеса. Рассказываем, какие 5 показателей собственник должен обязательно отслеживать
За какими показателями бизнеса в кризис нужно следить в первую очередь
Ирина Екимовских
Ирина ЕкимовскихСобственница и директор Аудиторско-консалтинговой группы «Капитал»

Эксперт по корпоративным финансам, автор деловой книги года «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя», ведущая рубрики «Финансовый советник» на Business FM Екатеринбург.

Подробнее

1. Прибыль и эффективность направлений

Казалось бы, прибыль — это то, что предприниматели должны считать в первую очередь. Но лишь 30% предпринимателей регулярно рассчитывают чистую прибыль. Некоторые собственники считают прибыль «скопом» по всем направлениям — это не дает полной информации. Важно считать прибыль отдельно по каждому направлению / подразделению / продукту / юниту в бизнесе важно видеть отдельные цифры.

Есть классическая формула расчета прибыли. В ней содержатся главные показатели, за которыми обязательно нужно следить.

Чистая прибыль =  Q * (P — Vc) — Fc

Q — количество; P — цена; Vc — переменные затраты; Fc — постоянные затраты

2. Маржа и постоянные затраты

Это те показатели, которые мы видим при расчете прибыли. Маржа рассчитывается так: цена товара минус переменные затраты.

Что такое переменные затраты? Когда вы покупаете товар за 100 ₽, продаете за 200 ₽, ваша маржинальная прибыль — 100 ₽. Постоянные затраты не зависят от того, есть у вас выручка или нет. Это зарплата, аренда офиса и другие расходы.

3.  Точка безубыточности

Точку безубыточности рассчитываем так: берем постоянные расходы и делим на процент маржинальной рентабельности (этот показатель можно получить, если маржу поделить на выручку).

ТБУ = Fc / % маржи

На примере:

Вы купили товара на 8 млн, отгрузили на 10 млн, заработали 2 млн.

2 млн / 10 млн = 20% — это маржинальная рентабельность

И еще к этому у компании есть 1,5 млн постоянных расходов (зарплата, офис, услуги).

2 млн — 1,5 млн = 500 тыс. — это чистая рентабельность компании

Берем 1,5 млн постоянных расходов и делим на маржинальную рентабельность (20%). Это и будет точка безубыточности.

В этом случае, если компания при маржинальной рентабельности в 20% отгрузит на 7,5 млн, то прибыль будет равна нулю. Если отгрузит меньше — получит убыток.

На точку безубыточности влияет размер маржи.

Допустим, маржа упадет до 10%. В этом случае 1,5 млн надо делить на 10%. Получается, чтобы выйти в ноль, надо продать товара уже не на 7,5 млн, а на 15 млн — точка безубыточности выросла в два раза.

Важно: если уменьшается маржа, значит, нужно отгружать больше товара, чтобы скомпенсировать и выйти в ноль. Контролируйте процент маржи и снижайте постоянные расходы — так вы будете сокращать точку безубыточности и повышать устойчивость компании.

4. Запас финансовой устойчивости

Этот показатель отражает, насколько выручка превышает вашу точку безубыточности. В нашем первом примере выручка — 10 млн, точка безубыточности — 7,5 млн. Значит, запас финансовой устойчивости — 25%. Это минимальный порог для компании, при котором она чувствует себя уверенно.

ЗФУ = (выручка — ТБУ) / выручка

5. Уровень дебиторской задолженности

Если в компании не введена политика кредитования покупателя, пора продумать, кому, на какой срок и в каком размере вы готовы предоставлять отсрочку. И как вы будете работать с дебиторской задолженностью.

Контролируйте уровень дебиторки. Потому что именно рост дебиторки — причина, почему компании не хватает денег для платежей. При большой дебиторской задолженности компания не может справиться с текущими обязательствами, а это грозит банкротством. Важно удерживать дебиторку в безопасных размерах для компании и не допускать просрочек больше 5% от объема задолженности.

О других финансовых показателях в бизнесе и управлении ими — в книге Ирины Екимовских «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя».

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

PR COMMUNITY Эксперт PR Community о личных границах

Достижения

ТОП-20 аудиторских групп Россиив рейтинге RAEX
20+ лет на рынкекомпания создана в 2002 году
100 млн ₽ — сумма страхованияпрофессиональной ответственности

Профиль

Дата регистрации30.05.2002
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес ОБЛАСТЬ СВЕРДЛОВСКАЯ Г. ЕКАТЕРИНБУРГ ТРАКТ СИБИРСКИЙ Д. 12 СТР. 1 ОФИС 504
ОГРН 1026602337068
ИНН / КПП 6658149843 668501001
Среднесписочная численность51 сотрудник

Контакты

Адрес Екатеринбург, БК «Деловой квартал», ул. Сибирский тракт, 12, корпус 1, оф. 504
Телефон +73433517845

Социальные сети