«От первых шагов к трудоустройству»: как работают инклюзивные мастерские
О системе поэтапной адаптации молодых взрослых с РАС к трудовой деятельности в мастерских «Обычное дело» (АНО РЦ «Вера. Надежда. Любовь»)

Педагог высшей квалификационной категории, более 20 лет в социальной сфере. Член научно-методического совета Федерального ресурсного центра по сопровождению детей с интеллектуальными нарушениям
Руководитель АНО Ресурсный центр «Вера. Надежда. Любовь» Елизавета Романова рассказала о работе инклюзивных мастерских.

Елизавета, ваш центр занимается обучением и трудоустройством молодых взрослых с ментальными особенностями. На родительских форумах часто звучат вопросы, как такие ребята, в особенности с диагнозом РАС, могут адаптироваться к взрослой жизни. Как вы работаете с этим сложным процессом?
Действительно, адаптация к самостоятельной жизни это сложный этап для всех, а для наших ребят трудности увеличиваются в несколько раз. Поэтому мы строим пошаговую структуру, которая позволяет поддержать и направить их в этот период. Процесс адаптации начинается с участия в наших мастерских, где подробно прописано, на каком этапе и какие решения должен принимать участник.
Этапы работы с участниками:
- День открытых дверей. Ребята приходят посмотреть, как все устроено. Если человек хочет попробовать себя, он может записаться на пробный день.
- Пробный день. Участнику предоставляется информация о правилах и задачах. Если ему подходит такой формат, он может приступить к серии пробных дней (до 8 посещений), чтобы ознакомиться с разными мастерскими.
- Учебная стажировка. Это двухмесячный этап, в ходе которого участник осваивает конкретный навык и сдает аттестацию.
- Производственная стажировка. При успешном освоении навыков человек переходит на этап, где его труд будет вознаграждаться. Те, кто успешно проходит эту стажировку, попадают в базу кандидатов на трудоустройство.
Само трудоустройство ребят осуществляется по принципу альтернативного квотирования, что помогает найти каждому свое место. На данный момент восемь человек находятся на стадии стажировки. Мы работаем со взрослыми ребятами, которые могут подписывать юридически значимые документы: соглашения, договоры и т.д.
Что из себя представляют ваши мастерские, и как организован труд участников?
В нашем центре работают 18 мастерских, от столярного дела до парфюмерии, есть как ручные, так и креативные направления. Мы сознательно закладываем переключение с трудовой деятельности на развивающую, что способствует повышению мотивации к труду.

Подразумевает ли центр дополнительное обучение?
Помимо трудовой практики центр осуществляет образовательную поддержку, чтобы ребятам было легче адаптироваться при выполнении производственных операций. Для этого мы используем разработанное собственными силами мультифункциональное приложение «ЭМО», при помощи которого последовательности трудовых операций переводятся на простой ясный язык и создаются специальные тренажеры. В специально отведенное время молодые люди проходят обучающие программы с ассистентами.

Для нас актуально, что в постановке образовательных задач участвуют и сами молодые взрослые. Мы делаем ставку на осознанный подход к делу и стремимся добиться того, что бы ребята сами понимали, в чем они испытывают трудность, для чего они проходят образовательный курс. В этом наше отличие от школы, где есть готовая программа, которую нужно освоить.
Я слышала, что для людей с РАС очень важны регламент и порядок. Как вы это учитываете?
Мы много внимания уделяем структурированности пространства и времени. У нас каждая рабочая смена начинается с утренней планерки, где ребята обсуждают текущие задачи на рабочую смену. Есть перерыв, и он визуально обозначен. В каждой мастерской есть визуальные подсказки, когда перерыв: (с 11.00 до 11.10). С 12.30 замыкающая планерка, где подводятся итоги работы, и ребята рассказывают о том, как прошел рабочий день, смена. Таким образом, они лучше понимают, что сделали, и учатся анализировать свои успехи.
Какие способы вы используете для разрешения сложных ситуаций или споров?
Для решения спорных вопросов есть формат «Хочу задать вопрос», где коллективно обсуждается, приемлемо ли для остальных внесенное предложение. Это позволяет поддерживать атмосферу взаимного уважения.

Но не всем легко говорить о проблемах вслух. Как решаете эту задачу?
Некоторым действительно бывает сложно напрямую обсудить свои проблемы. Поэтому мы создаем условия для коммуникации через мессенджеры и чаты. Это позволяет ребятам справляться с задачами, требующими меньшей социальной вовлеченности, и одновременно восстанавливать ресурсы.
Привлекаете ли вы родителей к процессу сопровождения молодых взрослых? Как удается достичь согласия?
С родителями мы вырабатываем единое понимание перспективы к трудовой деятельности. Успешная адаптация и трудоустройство возможны, если семья придерживается тех же ценностей, что и центр. Если родители помогают ребенку воспринимать мастерские как серьезную работу, а не просто способ занять время, результат будет лучше. Но если дома требования занижены, то мы сталкиваемся с противоречиями. Важно, чтобы родители поддерживали своих детей и помогали им осознавать значимость их труда.

Интервью подготовила Татьяна Кондакова, журналист, член Ассоциации искусствоведов
Источники изображений:
Фото: АНО РЦ «Вера. Надежда. Любовь»
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль