РБК Компании

5 шагов для составления финансовой стратегии

Ставим финансовую цель, проверяем ее достижимость и закладываем в финансовую модель — Иван Ямов рассказывает о логике финансового планирования
5 шагов для составления финансовой стратегии
Источник изображения: Unsplash.com
Иван Ямов
Иван Ямов
Руководитель отдела управленческого учёта Аудиторско-консалтинговой группы «Капитал»

Эксперт в постановке и автоматизации учёта, специалист по BI-системам и проектному управлению, аудитор.

Подробнее про эксперта

Определение финансовых целей и разработка финансового плана — залог качественного управления бизнесом. Рассмотрим логику финансового планирования для достижения поставленных целей.

Шаг 1. Собрать префакт за прошедший год

Для планирования нам понадобятся 3 формы финансовой отчетности: управленческий баланс, отчет о доходах и расходах и отчет о движении денежных средств.

Баланс показывает величину нашего имущества (активов) и источников имущества (пассивов). В нем мы увидим размер собственного капитала и сумму обязательств компании.

5 шагов для составления финансовой стратегии
Пример управленческого баланса в Excel

Хороший Отчет о доходах и расходах (P&L) содержит как сами величины доходов и расходов, так и рассчитанные показатели прибыли и рентабельности. В примере ниже видно, как из выручки от реализации вычитанием расходной части последовательно отражаются все виды прибыли и рентабельности. В итоге мы ясно видим величину чистой прибыли и как она сформировалась.

5 шагов для составления финансовой стратегии
Образец отчета о доходах и расходах в Excel

Шаг 2. Сформулировать финансовые цели на следующий год

Прежде чем составить план, мы должны понимать, к каким результатам хотим прийти. Финансовые цели определяет собственник бизнеса. Они могут касаться прибыли, дивидендов, закрытия финансовых обязательств или расходов. Пример приведен в таблице ниже.

5 шагов для составления финансовой стратегии
Финансовые цели собственника могут выглядеть так

Шаг 3. Составить преплан на год и проверить выполнение целей собственника на финансовой модели

Для этого нужно взять цели и рассчитать для них финансовую модель: то есть определить плановые выручку, себестоимость, затраты, а также рассчитать рабочий (оборотный) капитал, который необходим на финансирование операционной деятельности компании, и финансовый цикл.

Чтобы рассчитывать финансовую модель, нужно понимать, на какие показатели вы можете влиять, чтобы изменять значение прибыли. В этом поможет формула прибыли, которая раскладывает ее на факторы:

Прибыль = Q * (Price — VC) — FC направления — FC общие

  • Q — количество
  • Price — выручка
  • VC — переменные затраты
  • FC направления — постоянные расходы направления
  • FC общие — постоянные расходы общие на содержание компании

Таким образом, увеличить прибыль можно за счет увеличения маржи, количества лидов, улучшения конверсии из лида в покупку, повышения цены продажи, оптимизации постоянных и переменных расходов. Рассчитываем соответствующие количественные показатели, чтобы в дальнейшем поставить KPI сотрудникам компании.

Одновременно считаем, сколько денег нужно бизнесу на операционную деятельность, чтобы выполнить цели по прибыли. Тут мы сможем понять, хватит ли нам денег, чтобы достигнуть все желаемые цели.

Шаг 4. Если цели не выполняются, то пересмотреть план

Может оказаться, что на достижение целей нужно больше капитала. Тогда надо подумать, откуда его взять, чтобы заложить в модель.

Пути увеличения рабочего капитала:

  • привлечь банковский кредит,
  • попросить отсрочку у поставщиков,
  • уменьшить или отменить дивиденды,
  • сократить финансовый цикл.

План может проходить 3–7 итераций. Например, можно увеличить эффективность не за счет увеличения продаж, а за счет снижения себестоимости. Главное понимать, какими переменными и как можно «поиграть».

Шаг 5. Утвердить ключевые показатели финансовой стратегии

Когда план сошелся, можно утверждать ключевые финансовые показатели на год и декомпозировать их до отделов и сотрудников.

Резюме

Компании, которые не рассчитывают достаточность капитала, часто попадают в такую ситуацию: выручка растет, а прибыль — нет. Так происходит, когда компания все свободные средства вкладывает в увеличение количества товара и дебиторку — в результате растут остатки, просроченные товары, а денег на дивиденды и другие расходы не остается. Планируя финансовый результат на год важно не просто закладывать желаемое увеличение показателей, но и просчитывать достаточность капитала и оптимальность финансового цикла.

Источники изображений:

Рабочие скриншоты

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

ТОП-20 аудиторских групп Россиив рейтинге RAEX
20+ лет на рынкекомпания создана в 2002 году
100 млн ₽ — сумма страхованияпрофессиональной ответственности

Профиль

Дата регистрации30.05.2002
Уставной капитал
Юридический адрес обл. Свердловская, г.о. город Екатеринбург, тракт Сибирский, д. 12 стр. 1, офис 504
ОГРН 1026602337068
ИНН / КПП 6658149843 668501001
Среднесписочная численность51 сотрудник

Контакты

Адрес Екатеринбург, БК «Деловой квартал», ул. Сибирский тракт, 12, корпус 1, оф. 504
Телефон +73433517845

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия