Бирюзовые организации: эволюция управления на примере Эпикарт
Учредитель Эпикарт Марина Бакланова рассказывает про путь компании к «бирюзовости»Опыт работы более 15 лет в сфере горюче-смазочных материалов.
Примерами одной из инновационных концепций управления, которая набирает популярность в России, являются бирюзовые компании. Эти организации отличаются высоким уровнем автономии сотрудников, отсутствием иерархии и уникальной корпоративной культурой. Сегодня в статье рассмотрим, что такое бирюзовые компании на примере Эпикарт, который внедрил эту модель управления.
Что такое бирюзовые компании
«Бирюзовые компании» — термин введенный Фредериком Лалу в книге «Открывая организации будущего». Их отличительные черты:
- Самоуправление. В таких компаниях отсутствуют традиционные иерархические структуры. Вместо этого, сотрудники работают как команда, самостоятельно принимая решения.
- Искренность. Сотрудники могут быть честны друг с другом. Искренность способствует развитию доверительных отношений и повышению мотивации.
- Эволюционная цель. Бирюзовые компании стремятся к достижению более значимой цели, выходящей за рамки простой прибыли, что придает деятельности организации дополнительный смысл.
Эпикарт: пример бирюзовой компании
Компания Эпикарт, специализирующаяся на топливных картах для юридических лиц, является примером бирюзовой компании. Основанный в 2020 году, Эпикарт смог быстро адаптироваться к пост-ковидным, а после и к экономическим изменениям: внедрить и развить инновации в бизнес-процессах, обучить сотрудников новым подходам в продажах и сервисе, грамотно распределять ресурсы. Сотрудники приняли и поддержали философию непрерывного улучшения, демонстрируя, в том числе, личностный рост.
Ежегодно внутри компании проходят опросы для оценки удовлетворенности сотрудников. В 2024 году мы прошли умный опрос от команды TealBand, который подтвердил бирюзовый статус Эпикарт.
Расскажу про аспекты, которые нам удалось проработать за 4 года существования компании:
- В компании отсутствуют традиционные должности и отделы. Решения принимаются коллективно, что позволяет учесть мнение каждого сотрудника и повысить качество конечного результата. В Эпикарт сотрудники составляют эффективное расписание для себя и придерживаются его.
- В компании приветствуется честность и искренность, выражение своего мнения и идей без страха критики. В Эпикарт сотрудники регулярно проходят обучение. Вместо найма специалистов с рынка мы повышаем свои компетенции, впоследствии решая сложные задачи сами.
- Миссия Эпикарт заключается в создании качественного сервиса, который будет работать по всей России, включая новые регионы. Поэтому Эпикарт стал первым топливным интегратором, который начал свою деятельность на новых территориях, чтобы помогать предпринимателям в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. Компания стремится не только к финансовому успеху, но и к тому, чтобы принести пользу обществу, помогая предпринимателям из разных городов и стран реализовывать свои идеи.
Преимущества и недостатки бирюзовых компаний
Преимущества «бирюзовости»:
- Самоуправление и доверие способствуют развитию творческого потенциала и ответственности. Свободные сотрудники мыслят «без рамок», генерируют и внедряют новые идеи.
- Отсутствие иерархии позволяет команде оперативно реагировать на изменения рынка и внедрять новые решения.
- Сфокусированность на достижении более высокой цели, выходящей за рамки простой прибыли, придает работе смысл и мотивирует сотрудников.
Однако внедрение бирюзовой модели сопряжено с определенными вызовами:
- Самоуправление требует от сотрудников высокой степени ответственности и самодисциплины.
- Привычные модели управления могут быть укоренены в корпоративной культуре, и переход к бирюзовой модели требует времени и усилий.
- Принятие новых сотрудников, которые не знакомы с бирюзовыми принципами, может требовать дополнительных ресурсов для их адаптации и обучения
Заключение
Бирюзовые компании, такие как Эпикарт, демонстрируют, что инновационные подходы к управлению могут значительно повысить эффективность и удовлетворенность сотрудников, а также привести к созданию продуктов, отвечающих современным требованиям рынка.
Благодаря бирюзовости Эпикарт смог стать первым топливным интегратором на новых территориях России. Большую роль в этом сыграла сплоченность команды и поддержка друг друга в новых вызовах.
Внедрение таких моделей требует значительных усилий и изменений в корпоративной культуре, но преимущества, которые они приносят, делают эти усилия оправданными. Эволюция бизнеса продолжается, и бирюзовые компании являются ярким примером того как можно успешно адаптироваться к стремительно меняющимся запросам рынка и создавать организации будущего.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети