РБК Компании

Самозанятые контрагенты 2024: как снизить риски

Компании, привлекающие самозанятых, сетуют на особый интерес инспекций к ним. Юрист «Правовест Аудит» пояснил причину этого и когда есть повод для беспокойства
Самозанятые контрагенты 2024: как снизить риски
Вадим Чимидов
Вадим Чимидов
Советник государственной гражданской службы РФ II класса, руководитель налоговой практики и арбитражных споров «Правовест Аудит»

Опыт урегулирования налоговых споров и консультирования по вопросам налогообложения более 20 лет, член Ассоциации налоговых консультантов.

Подробнее про эксперта

Причина интереса к самозанятым

С начала эксперимента по установлению нового налогового режима для самозанятых (плательщиков налога на профессиональный доход (НПД)) прошло 5 лет. Согласно официальным данным ФНС России за это время зарегистрировались в таком качестве свыше 9 млн. человек.

Самозанятые контрагенты 2024: как снизить риски
Самозанятые контрагенты 2024: как снизить риски

Устанавливая минимальный по налоговой нагрузке режим, государство не скрывало, что его целью является увеличение числа физических лиц, ведущих деятельность в правовом поле, а, соответственно, и налоговых поступлений от них в бюджет. Однако уже в конце первого года эксперимента, проводившегося только в четырех субъектах РФ (Москва, Московская и Калужская области, Республика Татарстан), Минфин России озаботился возникшей проблемой: самозанятых зачастую использовали с целью уменьшения налоговой нагрузки на работодателей. Поэтому логично, что по мере увеличения числа самозанятых, растет и интерес налоговых инспекций к сделкам с ними. 

Действительно, налоговая привлекательность самозанятых (за них не надо платить НДФЛ и страховые взносы, с полученных доходов они сами заплатят НПД по ставкам 4 или 6 процентов) может являться действительной причиной заключения с потенциальным работником не трудового договора, а гражданско-правового — о выполнении работ или оказании услуг. Но далеко не всегда с самозанятыми работают только неответственные работодатели с низкой налоговой культурой. Добросовестный бизнес вполне может привлекать таких контрагентов, конечно, не обходя прямые законодательные запреты. Выстраивать отношения с самозанятыми нужно так, чтобы не давать повода для юридической переквалификации выбранных гражданско-правовых отношений в трудовые. Как это сделать — поговорим ниже.

Налоговые проверки операций с самозанятыми

Контроль со стороны налоговых органов за самозанятыми осуществляется преимущественно в формате камеральных налоговых проверок расчетов по НДФЛ и страховым взносам. Начинается контроль, как правило, с запроса о даче пояснений относительно противоречий между имеющимися у инспекции данными о физических лицах — получателях дохода от проверяемого налогоплательщика.

Игнорировать подобный запрос или отказаться от его исполнения можно из-за несоблюдения формальных требований к запросу. Но необходимо учитывать, что даже необоснованный неудовлетворенный интерес налогового органа может иметь нежелательные последствия, устранение которых обойдется налогоплательщику «дороже», чем объяснение причин и обстоятельств сделок с самозанятыми при первом же контакте с инспекцией.

Поскольку сделки с самозанятыми будут исследоваться на признаки трудовых отношений, налоговая проверка вряд ли обойдется без изучения договоров и документооборота по ним. Получить необходимые документы инспекция может как у самого налогоплательщика, так и у самозанятого. Фактические обстоятельства приобретения статуса самозанятого, заключения и исполнения договора с проверяемым налогоплательщиком обычно устанавливаются непосредственно в ходе допросов самозанятых. Особенности требований налогоплательщика к кандидатам на вакантные должности узнаются из открытых источников и кадровых агентств.

Свои территориальные инспекции ФНС России ориентирует на ряд признаков подмены трудовых отношений, их можно учитывать для оценки собственных рисков переквалификации отношений с самозанятыми:

  • регистрация в качестве самозанятого является обязательным условием заключения договора;
  • продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха, отпуска определяются заказчиком;
  • работник заказчика непосредственно руководит и контролирует работу самозанятого;
  • самозанятый выполняет работу с помощью материалов, инструментов и оборудования заказчика;
  • порядок оплаты услуг и учет оказываемых услуг аналогичен порядку, установленному ТК РФ.

Судебная практика к таким признакам относит также:

  • «массовость» регистрации в статусе самозанятых применительно к одному заказчику;
  • отсутствие у самозанятых иных заказчиков.

Если собранная по итогам контрольных мероприятий совокупность доказательств не убедит налоговый орган в предпринимательской самостоятельности самозанятого, заказчик его услуг с большой вероятностью получит решение налогового органа о доначислении НДФЛ и страховых взносов, которое может быть оспорено сначала в вышестоящем органе, а потом в суде. При этом успешное разрешение спора с инспекцией напрямую зависит от того, какие меры принимались налогоплательщиком для уменьшения риска пересмотра налогообложения операций с самозанятыми.

Межведомственные комиссии по противодействию нелегальной занятости

С 1-го марта 2024 года начинает работать информационный обмен между ФНС России и межведомственными комиссиями по противодействию нелегальной занятости, рассматривающими вопросы неправомерного заключения работодателями гражданско-правовых договоров с лицами, фактически выполняющими трудовые функции. Налоговые органы будут направлять информацию об организациях и индивидуальных предпринимателях, работающих с самозанятыми, если:

  • количество самозанятых больше 10;
  • среднемесячный доход самозанятых превышает 20 тыс. руб.;
  • средняя продолжительность работы самозанятых составляет более 3 месяцев.

Наличие указанных критериев уже само по себе говорит о необходимости для «активных» заказчиков услуг самозанятых заблаговременно выстраивать свою позицию в случае интереса контролирующих органов к таким хозяйственным операциям.

Способы снизить риски

Чтобы с большими шансами на успех доказывать свою правоту в возможном споре о самозанятых, следуйте этим правилам:

  1. Критически оценивайте характер, объем и длительность работ или услуг, для которых предполагаете привлечь самозанятого. Если имеется постоянная потребность в конкретном виде работ или услуг — целесообразны трудовые отношения. Нужно быть готовым пояснить при первом же требовании инспекции причины выбора в пользу договора с самозанятым, а не с «обычным» работником.
  2. Поиск кандидата изначально организуйте исходя из фактически предъявляемых к нему требований и ожидаемых условий сотрудничества. Заключение договора с самозанятым по заявке на вакантную штатную должность может быть расценено не в вашу пользу.
  3. При составлении договора с самозанятым не допускайте присущих трудовым договорам оборотов, терминов, определений и т.п. Такие недостатки часто становятся формальными поводами для претензий.
  4. Предмет ожидаемого от самозанятого исполнения описывайте подробно, желательно в измеримых показателях. Чем неопределеннее функция самозанятого, тем выше вероятность признания ее трудовой.
  5. По возможности детально актируйте выполнение работ и оказание услуг. Это подчеркнет предпринимательский характер отношений с самозанятым, а также будет служить дополнительным доказательством реальности работ и услуг при возникновении к этому вопросов.
  6. Не забывайте ориентироваться на рыночные цены. Необоснованное завышение стоимости работ и услуг может дать повод к оценке соответствующих операций и на реальность, и на возможную подмену трудовых отношений.
  7. Помните, что в случае проигрыша в споре доначисленные за самозанятого страховые взносы должны уменьшить налогооблагаемую прибыль. Апеллируйте к этому, возражая против претензий налогового органа на ранней стадии. Инспекции почти всегда вольно или невольно забывают про такие последствия подобных доначислений.

Налоговые органы бдительно следят за деятельностью бизнеса и вычисляют схемы по уходу от должного налогообложения. Планируемые компаниями выгоды от занижения налоговых обязательств зачастую оборачиваются серьезными финансовыми потерями в виде пеней, штрафов, судебных расходов. Более того, налоговые схемы и ошибки компаний — это прямой риск для руководителей и бухгалтеров в виде уголовной и субсидиарной ответственности. Берегите себя и бизнес — выявляйте и исправляйте налоговые ошибки и упущения вовремя, до того, как бизнесом заинтересуется налоговый орган.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации14.07.2005
Уставной капитал210 000,00 ₽
Юридический адрес ГОРОД МОСКВА ПЕР. 1-Й ЩИПКОВСКИЙ Д. 20 ЭТ 2 ПОМ 1 КОМ 13
ОГРН 1057747460858
ИНН / КПП 7714608510 770501001
Среднесписочная численность48 сотрудников

Контакты

E-mail MITSICH@WISEADVICE.RU

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия