РБК Компании

Как таблицы экономят компаниям сотни рабочих часов

Эксперт курсов МИФ Ренат Шагабутдинов о том, что резервы рабочего времени можно найти рядом, там, где мы не ожидаем никаких прорывов. Например, в таблицах
Как таблицы экономят компаниям сотни рабочих часов
Источник изображения: Freepik.com
Ренат Шагабутдинов
Ренат Шагабутдинов
Автор бестселлеров «Google Таблицы — это просто», «Магия таблиц», шеф-редактор издательства МИФ

Автор бестселлеров «Google Таблицы — это просто», «Магия таблиц». А еще — образовательных программ (Coursera, Skillbox, Нетология, Skillfactory) и МИФ.Курсов «Драйв. Гугл драйв» и «Магия Excel».

Подробнее про эксперта

Табличными  редакторами и офисными приложениями пользуются практически в каждой компании/государственной структуре/некоммерческой организации, независимо от масштаба и сферы деятельности (например, шеф-редактор в издательстве, управляющий портфелем книг — казалось бы, очень творческая работа; но без таблиц в ней вообще никуда). Как настроить таблицы так, чтобы работа с ними была не в тягость, а, наоборот, экономила время? Рассказывает Ренат Шагабутдинов.

Даже если в вашей компании установлена не самая последняя версия Excel, а та, которую купили когда-то (например, это Excel 2013 или Excel 2016) — есть много возможностей для оптимизации и ускорения работы, о которых многие пользователи просто не знают и продолжают работать в ручном режиме, тратя часы и дни на создание отчетов, которые можно готовить за 10-20 минут. Многие задачи можно решать формулами и обходиться без программирования, и хотя в Microsoft 365 и Google Таблицах появляются чудесные новые функции, позволяющие решать сложные задачи быстро, почти всегда можно найти аналоги и для более старых версий.

Главное правило: если в табличном редакторе, будь то Excel или Google Таблицы или рсосийский Р7-Офис что-то делается долго, то почти наверняка это делается неправильно. Хороший вопрос для самопроверки: если данных будет в 10, 100 раз больше (по числу строк или значений, например), сработает ли мой способ, буду ли я тратить столько же времени или в 10 раз больше? Если скорость работы зависит от объема данных, похоже, решение неоптимальное.

Ну а далее — несколько примеров за последнее время из моей практики работы с компаниями и некоммерческими организациями. Без полного погружения в детали и каждый шаг, но с основными шагами — вдруг вы поймете, что это как раз ваш случай и реализуете у себя в компании?

Все примеры в статье, которые приводятся без размытия — с вымышленными данными, но на основе реальных таблиц (с такой же структурой), как в описываемых ситуациях.

Собираем данные с десятков датчиков мониторинга качества воздуха в один отчет

У некоммерческой организации есть данные по десяткам датчикам мониторинга качества воздуха — по каждому из них собираются тысячи строк с информацией о влажности, температуре и других параметрах.

В итоге получаются десятки таблиц с тысячами строк в каждой — анализировать это вручную почти невозможно. А если нужен один сводный отчет? Ранее сотрудникам приходилось вручную собирать все таблицы в один источник данных (копируя и вставляя), чтобы потом построить сводную таблицу.

Что мы сделали? Воспользовались надстройкой Power Query — которая уже довольно давно не надстройка, а встроенный функционал Excel — начиная с версии Excel 2016. А для версий 2010-2013 ее можно установить бесплатно.

Итак, чтобы построить сводный отчет на основе всех таблиц в одной книге Excel, поступим следующим образом.

Создаем пустой запрос в Power Query:

  • Данные — Получить данные — Из других источников — Пустой запрос.
  • Data — Get Data — From Other Sources — Blank Query.

Откроется редактор Power Query, в котором и будет создан этот самый пустой запросы. Введем функцию Excel.CurrentWorkbook(). Как и в Excel, можно начать вводить название функции и потом щелкнуть на нее в списке, чтобы название было введено до конца автоматически.

Как таблицы экономят компаниям сотни рабочих часов

Эта функция позволяет получить все объекты текущей книги Excel. Нас интересуют все таблицы — «Table» — можно выбрать все или только нужные имена в фильтре и затем развернуть содержимое всех таблиц (Content).

Как таблицы экономят компаниям сотни рабочих часов

После нажатия на кнопку со стрелками в столбце Content мы получим одну таблицу, в которой будут данные из всех таблиц текущей книги (по каждому датчику).

Как таблицы экономят компаниям сотни рабочих часов

Останется только убрать ненужные столбцы, если они есть, произвести другие манипуляции с данными (возможностей для этого в Power Query очень много) и загрузить это в виде сводной таблицы Excel (привычного большинству пользователей инструмента).

  • Закрыть и загрузить — Закрыть и загрузить в… — Отчет сводной таблицы.
  • Close & Load — Close & Load To… — PivotTable Report.

После этого в книге Excel появится привычная сводная таблица — в которой мы будем анализировать данные из всех таблиц как из одного источника.

Собираем сотню Excel-файлов с выгрузками/отчетами в один файл или сводную таблицу

Схожая ситуация, только таблицы не на отдельных листах в рамках одной книги Excel, а в десятках или сотнях отдельных файлов (книг Excel) внутри одной папки.

И здесь нам поможет Power Query.

Как таблицы экономят компаниям сотни рабочих часов

В папке лежит сотня книг Excel с однотипными данными. Нам нужно собрать все в один отчет. 

Создаем пустую рабочую книгу Excel и в ней — запрос к папке. Это можно сделать прямо на ленте инструментов Excel:

  • Данные — Получить данные — Из файла — Из папки.
  • Data — Get Data — From File — From Folder.

Как таблицы экономят компаниям сотни рабочих часов

И выбрать в появившемся окне нужную папку.

Будет отображен список всех файлов, которые лежат в этой папке и ее подпапках. Можно попробовать сразу их объединить, нажав одноименную кнопку (Combine), но лучше сначала зайти в редактор Power Query, нажав «Преобразовать данные» (Transform Data).

Как таблицы экономят компаниям сотни рабочих часов

После чего откроется список всех файлов в Power Query — тут можно отфильтровать его, выбрав не все файлы, а только некоторые, или убрав файлы ненужных расширений (это столбец Extension) — на случай если, допустим, в папке будут встречаться и презентации Power Point (.pptx).

После этого можно щелкать по кнопке Content  и разворачивать данные:Как таблицы экономят компаниям сотни рабочих часов

После чего будет предложено выбрать (1 на скриншоте) на примере одного из файлов (по умолчанию — первого; но можно выбрать любой — впрочем, файлы в такой ситуации обычно однотипные и это не будет иметь значения, можно остановиться на первом), какие данные (лист, таблицу) будем (2 на скриншоте) из каждого файла объединять (в нашем примере везде один лист с данными, его и выберем.:

Как таблицы экономят компаниям сотни рабочих часов

После чего получим одну таблицу, в которой будут все данные из всех файлов папки. В первом столбце будут названия файлов. Останется удалить ненужные столбцы, если таковые есть, отфильтровать данные, произвести другие манипуляции и выгружать в виде сводной таблицы.

Как таблицы экономят компаниям сотни рабочих часов

Здесь алгоритм такой же, как и в прошлом примере: 

  • Закрыть и загрузить — Закрыть и загрузить в… — Отчет сводной таблицы.
  • Close & Load — Close & Load To… — PivotTable Report.

И готово! Мы получим сводную таблицу, в которой источником выступает папка с сотней (десятком или тысячей — не важно) файлов (книг Excel)! А если туда добавятся новые файлы? Достаточно будет обновить сводную таблицу (Alt + F5) — и новые данные тут же в нее попадут.

Исправляем выгрузку неудобного формата

Классическая ситуация, с которой столкнулось государственное учреждение, но такое бывает и в бизнесе — выгрузка из какой-то системы или отчет, присылаемый контрагентами. Нам нужна часть данных для построения сводного отчета, но формат исходной таблицы такой, что это приходится делать вручную.

Как таблицы экономят компаниям сотни рабочих часов

Что не так? Названия городов есть только в начале их группы строк, число строк не фиксированное (в каждом городе разное количество услуг) — и получается, что мы не можем построить сводную таблицу или формулами получить данные в сводный отчет примерно такого вида.

Как таблицы экономят компаниям сотни рабочих часов

Чтобы легко обрабатывать данные и не собирать информацию по каждой услуге в каждом филиале вручную (а именно так все и происходило), нам нужны данные в табличном виде: в каждой строке должна быть информация о филиале.

Как таблицы экономят компаниям сотни рабочих часов

Как получить такой результат автоматически? Можно отправить выгрузку в Power Query и преобразовать там. Но на самом деле проблему можно решить одними формулами и функциями, которые есть в старых версиях Excel — даже 2007, там, где нет Power Query. Соответственно, аналогично можно поступить и в Google Таблицах, и в Р7. 

Какие варианты в такой ситуации возможны

1. Смотреть на первое слово / символы в ячейке. Например, проверять, что первые 6 символов (ЛЕВСИМВ / LEFT) — это «филиал».

=ЕСЛИ(ЛЕВСИМВ(A2;6)=«филиал»; A2; значение сверху).

2. А если не везде начало со слова «филиал», как в реальной жизни? Там было то «Филиал», то «Центр», то сразу город.

Тогда можно смотреть на следующую строку — если там подзаголовок другого уровня, значит, в текущей строке заголовок по городу. Это решение на скриншоте. 

Как таблицы экономят компаниям сотни рабочих часов

3. Можно смотреть на какой-то из соседних столбцов (B, C и так далее), но не конкретно в этом случае, т.к. здесь эти столбцы пустые и в строках с городами, и в строках с категориями услуг (Основные, дополнительные). Но в каких-то случаях это подойдет, можно будет проверять столбец на пустоту функцией ЕПУСТО / ISBLANK.

Так или иначе, практически в любой ситуации можно найти решение и формулой привести данные к нужному виду, который позволит построить отчет через сводные таблицы или другие формулы, а не искать каждый город и услугу через поиск (Ctrl + F — ввели город — нашли услугу; это ручная работа).

В нашем случае после создания столбца с городом можно воспользоваться функцией СУММЕСЛИМН / SUMIFS (с помощью нее будем искать данные по названию услуги и городу), чтобы получить сводный отчет быстро. 

Как таблицы экономят компаниям сотни рабочих часов

Источники изображений:

Рабочие скриншоты / Excel

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации21.04.2014
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Пресненский, пер. Козихинский Б., д. 7 стр. 2
ОГРН 1147746441963
ИНН / КПП 7703809969 770301001
Среднесписочная численность224 сотрудника

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия