РБК Компании
Главная МОЛКОМ 27 марта 2025

3PL и фулфилмент: особенности складской обработки электроники

Какие условия и операции на собственном складе продавца или логистического оператора обеспечат своевременную и качественную обработку электроники
3PL и фулфилмент: особенности складской обработки электроники
Источник изображения: Личный архив компании МОЛКОМ
Дмитрий Лисицын
Дмитрий Лисицын
Операционный директор МОЛКОМ

Эксперт в области организации и управления процессами в складской и транспортной логистике.

Подробнее про эксперта

Согласно данным АКИТ, по результатам 2024 года в список ТОП-5 категорий с наибольшим объемом онлайн-продаж вошла «Электроника и бытовая техника», уступив продуктам питания и товарам для дома. Несмотря на падение и стагнацию спроса в некоторых сегментах рынка, она по-прежнему среди нередко заказываемых онлайн. Классическая розница также не исключена из каналов дистрибуции мобильных телефонов, телевизоров, планшетов и других товаров этой категории.

Для складской обработки «электроника» трудоемка и многофункциональна. Неправильная работа с ней приводит к издержкам, которые появляются в результате повреждений, потерь, неверного учета и контроля за стоком, некорректной передачи данных о товарах.  

Почему с электроникой сложно работать

Прежде, чем ответить на вопрос, разграничим, что в статье мы анализируем подкатегории не бытовой техники, а электроники. Например, телефоны и смарт-часы, ноутбуки, планшеты и электронные книги, компьютеры, наушники, фото и видеокамеры, телевизоры и пр. У таких товаров существует ряд особенностей, приоритетных для склада при планировании и организации процессов: 

  • Разнообразный  диапазон весогабаритных характеристик

Размеры телевизоров с большой диагональю и беспроводных наушников диаметрально противоположны. Склад, отталкиваясь от веса и габаритов единицы учета, выбирает соответствующие способы и зоны размещения. Для крупногабаритной электроники может использоваться стеллажное и напольное хранение. В ряде случаев второй вариант выгоднее, поскольку повышает плотность хранения и коэффициент утилизации. Позиции маленьких и средних размеров чаще размещают на поддонах. Если обработка небольших по габаритам товаров ведется на уровне штуки, тогда для максимальной утилизации подключается полочное хранение. 

  • Высокая стоимость

В ассортименте клиентов МОЛКОМ встречается электроника разного ценового сегмента — от дешевых товаров с ценой 500-800 руб. до дорогостоящих позиций от 100 000 руб. и выше. Рыночная цена определяет, в каких зонах должен находиться тот или иной артикул, чтобы предотвратить хищения и повреждения. 

  • Хрупкость 

Большинство подгрупп в категории — хрупкие товары, поэтому не каждая упаковка сохранит целостность вложений. Это учитывается при сборке заказов. При этом не только специальный стикер «Хрупкое» подскажет, где и по какому принципу размещать отправления с электроникой, но и обучение складских сотрудников также предотвращает повреждения. 

  • Электроника чувствительна к микроклимату помещения: температура и влажность воздуха, пыль и солнечный свет.
  • Серийный номер 

Определенные товары категории имеют уникальный серийный номер, требующий строго учета. Например, у смартфонов и планшетов есть код IMEI. Однако если у техники 2 радиомодуля, тогда контроль ведется и по IMEI 1, и по IMEI 2, что автоматически усложняет операции приемки, упаковки и отгрузки. 

  • Маркировка «Честный знак»

Фотоаппараты и лампы-вспышки уже маркируются кодом «Честный знак». Это были одни из первых подкатегорий электроники в системе обязательной маркировки. Однако в 2025 году завершится пилотный проект по маркировке более широкого перечня товаров «Электроники»: смартфоны, телефонные аппараты, ноутбуки и др. Это должны учитывать логистические провайдеры и Таможенные склады. 

  • Широкая номенклатура и вариативные каналы отгрузки 

Логистические операторы оценивают широту и глубину ассортимента, ведь это базовые показатели для настройки и развития проекта. Например, на всех проектах МОЛКОМ, связанных с электроникой, заявлено более 8 000 артикулов.

Электроника не является уникальной категорией с точки зрения подготовки груза к отправке. Однако от момента поступления товаров на склад до отгрузки выполняется множество дополнительных небольших операций. Например, специализированная маркировка, упаковка по требованиям получателей, подготовка упаковочных листов в соответствии с количеством и составом товаров и т. д. Но прежде склад фокусируется на сохранности количества и качества товарных единиц, адаптируя условия хранения.  

Правила хранения электроники: опыт логистического оператора

Компоненты в устройстве электроники подвержены воздействию внешних факторов. Они хрупкие, могут быть чувствительны к воде, холоду и резким перепадам температур с минуса на плюс.

Если товар хранится в заводской упаковке, то при высокой влажности она портится. Впоследствии при транспортировке или при перемещении коробка может порваться, открыв прямой доступ к товару, его комплектующим, и спровоцировать брак или хищение. Некоторые электронные устройства должны содержаться в антистатических условиях, поскольку увеличение объема статического электричества повреждает компоненты. Поэтому склад для хранения электроники отвечает критериям: 

  • Закрытое пространство. Конструкция складского комплекса не допускает попадания осадков и прямых солнечных лучей на производственные участки; 
  • Бетонный пол с антипылевой защитой. 
  • Зона размещения изолирована от мест хранения кислот и щелочей;
  • Температура воздуха постоянна в диапазоне от +5 °С  до +25 °С, относительная влажность — не выше и не ниже 65-70%
  • Наличие противопожарной системы и вентиляции;
  • Высотность ярусов на стеллажах настраивается под вес и габариты складской единицы учета;
  • Хрупкая электроника, которую легко повредить или сломать, размещается  отдельно от крупногабаритной техники;

В электронике присутствуют дорогостоящие позиции, целостность и сохранность которых поддерживается дополнительным контролем. Логистические операторы или продавцы с собственными складами организуют специальные зоны хранения и обработки для ценных и дорогих позиций. Они удалены от основной зоны и включают усиленную систему видеонаблюдения и ограничены в доступе для сотрудников. 

Упаковка электроники для разных каналов продаж 

Несмотря на то, что у электроники есть «персональные» критерии к упаковке, склад отталкивается от типа отправления (b2b или b2c), требований получателей или площадки, на которой товар продается. Это не только собственный eCom продавца, но и маркетплейсы, моно- и мультибрендовые розничные магазины, оптовые компании. 

По правилам крупнейшего розничного магазина электроники и бытовой техники b2b отгрузки должны быть только на европалетах. На транспортировочном коробе размещается упаковочный лист, по которому в последующем принимают товары. Возможна комплектация микс-поставок при условии, что товары укладываются последовательно. При этом товарная единица, относящаяся к конкретному артикулу, не может размещаться на двух палетах, а позиции из одного заказа — находиться на палетах от другого. 

В требованиях, которые мы недавно получили от Wildberries, каждая товарная единица электроники, вне зависимости от схемы работы (FBO или FBS), дополнительно оборачивается в пузырчатую пленку. 

В целом для упаковки электроники применяются стандартные материалы, стреппинг-ленты, манипуляционные знаки. Свободное пространство в транспортировочном коробе заполняется крафт-бумагой, пузырчатой пленкой и т. п. Неустойчивое, положение электроники недопустимо. Для ускорения подбора и отгрузки может подключаться специализированная техника:  погрузчики с мягкими захватами, ручные тележки и др. 

Для того, чтобы не допустить попадания бракованных товаров в заказ, при приемке они проверяются на брак. Ход операции и критерии оценки согласуются с клиентом. Однако существуют базовые атрибуты, по которым оператор идентифицирует некачественные позиции. Например, если товар запечатан в производственную упаковку, тогда это заломы, вмятины, потертости, загрязнения, посторонние наклейки, отсутствие русскоязычной маркировки. Если продукт видим и находится вне производственной упаковки, тогда это сколы на нем, потертости, царапины, вмятины, залитие любой жидкостью и пр. Логистический оператор фотографирует повреждения, при этом снимая весь процесс приемки и выбраковки на видеокамеру с высокой точностью, и далее направляет материалы клиенту. Решение о последующей судьбе поврежденных вложений принимает заказчик. 

Бракованные позиции остаются временно в специальной зоне, которая отдалена от мест хранения качественных товаров. 

Несколько слов о серийных номерах

В статье ранее говорилось, что на товарах из категории «Электроника» встречаются уникальные серийные номера — атрибут, который проверяется и контролируется. Поэтому трудоемкость складских процессов возрастает, ведь появляются дополнительные операции на всех этапах обработки. Вдобавок складской оператор обязан передавать клиенту информацию, какие серийные номера приняты, а какие — отгружены. Ошибки при выполнении этой задачи должны минимизироваться и сводиться к нулю, иначе последующая реализация товара может полностью заблокироваться. 

Автоматизация операций и обмен данными посредством API-интеграции являются решениями на пути улучшения качества работы с серийными номерами. В частности поэтому сканирование серийного номера и IMEI товарной единицы проходит «на входе», при упаковке заказа и после его комплектации. Таким образом оператор создает связку между серийным номером, отсканированным при приемке, и номером, что сейчас «упаковывается» в заказ. В результате повышается уровень системного контроля и учета движения серийных номеров. 

Идею и принцип работы с серийными номерами можно сравнить с контролем кодов маркировки «Честный знак». 

Вместо заключения

Трудоемкость категории «Электроника» заключается в формировании правильных условий хранения, в наличии дополнительных и значимых операций, без которых невозможны складская обработка и доставка заказов. 

«Электроника», как проект на складе логистического оператора, наделена огромным потенциалом для поиска решений по автоматизации и оптимизации процессов. И это не дополнительная опция или сервис для клиентов, а, напротив, необходимая мера, если цель логистического провайдера — управлять проектами с электроникой эффективно, отслеживая точность, полноту выполнения требуемых операций, поддерживая сохранность ассортимента. 

Интересное:

Все новости:

Достижения

Более 30 летПрактики и успешных кейсов
Свыше 50 клиентовФедерального значения
>150 000 кв.мОбщая площадь логистического комплекса
Востребованные услуги3PL, фулфилмент и транспортная логистика

Профиль

Дата регистрации
4 марта 2009
Уставной капитал
Юридический адрес
обл. Московская, г. Пушкино, ул. Костомаровская, д. 5/1
ОГРН
1097746111583
ИНН
7709826248
КПП
503801001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия