BAFF и BOFF: управленческие методы обратной связи
Вряд ли вы будете спорить с тем, что обратная связь — одно из важнейших управленческих умений. Но, как правильно давать обратную связь и избежать ошибок

Известный бизнес-тренер, автор 8 книг — «Активные продажи», «Найди решение». Провел 1400 тренингов по продажам и управлению. Среди клиентов: Microsoft, Sminex, РЖД, Сбербанк, Somex
Вряд ли вы будете спорить с тем, что обратная связь — одно из важнейших управленческих умений. Вы планируете работу, организуете ее, мотивируете сотрудников, контролируете людей и процессы и затем даете обратную связь. Логично? Да! Но, как правильно давать обратную связь сотрудникам и избежать ошибок?
Здесь на сцене управленческой жизни появляются модели обратной связи, которые структурируют ту самую обратную связь сотрудникам. Существует много хороших методов фидбэка. Например, рекомендуем статьи «Модели обратной связи: как метод OMRA помогает развивать сотрудников без критики» или «Технология обратной связи SCORE».
Давайте сравним две модели обратной связи — BAFF и BOFF, которые очень похожи по структуре и наполнению, но имеют слегка разные акценты.
Модель BAFF (Behavior — Assessment — Feeling — Future)
- B (Behavior) — поведение сотрудника, концентрация на том, что человек сделал или сказал, а не на его личных качествах.
- A (Assessment) — оценка поведения, его восприятие со стороны и ваша субъективная интерпретация.
- F (Feeling) — чувства, которые вызывает данное поведение у руководителя, который дает фидбэк, или у окружающих; уместное и честное выражение эмоций.
- F (Future) — рекомендации, что делать в будущем, в форме просьбы, пожелания или настоятельного предложения.
В данном методе обратной связи акцент в большей степени на контрасте объективного поведения и субъективной оценки, причем как интеллектуальной (assessment), так и эмоциональной (feelings). Сначала вы описываете поведение сотрудника, затем оцениваете его, даете свою интерпретацию, потом говорите о своих чувствах и, возможно, о чувствах окружающих, а в завершении вы концентрируетесь на желаемом будущем поведении человека.
Метод обратной связи BAFF можно использовать и для корректирующего, и для поддерживающего фидбэка.
Приведем пример поддерживающей обратной связи
B. Во время сегодняшнего собрания, ты прояснил для команды цели встречи и обозначил критерии создания продукта, над которым мы работаем.
A. Ты взял инициативу на себя, привел понимание целей к единому знаменателю для всех участников и тем самым направил обсуждение в нужное, конструктивное русло.
F. Это было здорово! Мне понравилась твоя уверенность. Мне кажется, не один я порадовался тому, что есть люди в команде (то есть ты!), которые конструктивно направляют обсуждение, потому что видят общие цели.
F. Продолжай в том же духе. Если на будущих собраниях ты увидишь необходимость сконцентрировать команду на целях и критериях эффективности, то делай это!
В этом примере, метод обратной связи помогает закреплять эффективное поведение сотрудника через конкретное описание действий, признание их ценности для команды и формулирование позитивных ожиданий на будущее.
А теперь послушаем, как руководитель дает корректирующий фидбэк.
B. Во время сегодняшнего собрания ты 4 раза перебил своих коллег. Они не смогли высказать свою мысль до конца.
A. Это негативно влияет как на процесс, так и на результат обсуждения.
F. Некоторые люди замыкаются и обижаются, другие начинают раздражаться. Мне лично обидно, потому что у тебя такие хорошие идеи, а высказываешь ты их для меня грубовато.
F. Я предлагаю дослушивать всех до конца. Если ты считаешь, что кто-то занимает слишком много времени, мы можем ввести правило — каждый высказывается не более 2 минут. И это будет касаться и тебя тоже.
Здесь акцент сделан на объективном описании поведения, его оценке, эмоциональной реакции и предложениях на будущее. Техника обратной связи позволяет руководителю конструктивно донести корректирующий фидбэк, избегая перехода на личные качества сотрудника.
Метод обратной связи BOFF
Переходим к модели BOFF, где вместо оценки (А — Assessment) на втором шаге мы концентрируемся на последствиях поведения (O — Outcome). За счет описания того, к чему приводит поведение человека, такой фидбэк получается более объективным, можно сказать, с включением бизнес-логики. Как и в модели BAFF за счет переключения на чувства создается более сильный личный контакт между руководителем и сотрудником, включается эмпатия и эмоциональная вовлеченность.
Модель BOFF (Behavior — Outcome — Feeling — Future)
B (Behavior) — наблюдаемое поведение, без оценочных суждений особенно в случае корректирующего фидбэка.
O (Outcome) — последствия данного поведения для самого сотрудника, команды, проекта, клиента, поставщика или компании.
F (Feeling) — чувства, вызванные этим поведением.
F (Future) — пожелания на будущее, что делать в следующий раз.
Если мы даем поддерживающий фидбэк, то, по моему мнению, поведение можно сразу положительно оценивать, используя положительные эпитеты.
B. Во время разговора с клиентом ты классно ответил на возражение «Мы еще думаем», рассказав о выгодах принятия решения сейчас.
O. Клиент на следующий день уже сделал заказ, удовлетворив свои потребности и приблизив нас к выполнению плана по продажам.
F. Это было здорово, я очень порадовался тому, как ты умело отвечаешь на возражения.
F. Предлагаю тебе и дальнейшем уверенно и конструктивно отвечать на возражения клиентов. Более того, хорошо будет, если ты раз в неделю будешь на собрании рассказывать, какие ответы срабатывает лучше всего.
А вот во время корректирующей обратной связи лучше говорить о поведении без своей личной оценки. Оценка будет на третьем шаге в форме ваших эмоций!
B. Ты выполнил задание к среде, а мы договаривались сделать это ко вторнику.
O. В результате остальные члены команды ждали и простаивали.
F. Обидно и досадно, когда из-за одного человека страдают другие.
F. Если не успеваешь, сначала проси помощи, а затем, предупреждай заранее о задержке.
И еще один пример корректирующего фидбэка
B. Ты запустил код без тестирования.
O. Это вызвало неполадки в системе, на исправление потребовалось время.
F. Я обеспокоен твоими действиями. Я недоумеваю, понимаешь ли ты серьезность последствий?
F. Давай договоримся, что ты будешь тестировать все коды, перед тем, как их запускать.
Итоги — как выбрать метод обратной связи для вашей команды
Итак, мы рассматрели два эффективныъ метода управленческой обратной связи — BAFF (Behavior — Assessment — Feeling — Future) и BOFF (Behavior — Outcome — Feeling — Future). Обе модели строятся по схожей логике: описать поведение сотрудника, выразить реакцию на него и предложить действия на будущее.
Главное различие между ними — во втором шаге: BAFF акцентирует внимание на субъективной оценке поведения, а BOFF — на объективных последствиях поведения.
- Модель BAFF лучше подходит, когда важно донести личное впечатление и эмоциональную оценку ситуации.
- Модель BOFF акцентирует на бизнес-результатах и особенно уместна в корректирующем фидбэке.
Обе модели универсальны: их можно использовать как для поддерживающей, так и для корректирующей обратной связи. На примерах было показано, как мягко и конструктивно обсуждать поведение сотрудников, усиливать вовлеченность и способствовать развитию.
Какую из этих моделей вы сегодня используете?
Если хотите продолжить исследование моделей обратной связи, рекомендую статью «Как давать обратную связь, чтобы мотивировать. Модели EEC и SOR»
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Рубрики


