Тренды в HR Tech: векторы развития в 2024 году
О ключевых тенденциях в области HR Tech в 2024 году и наиболее эффективных решениях рассказывает Владимир Лагун, руководитель направления HR Tech в SL SoftЗанимается развитием комплексных решений для HR. Более 18 лет в ИТ, с 2020 года участвует в создании ряда продуктов для HR
Внедрение технологий в практику работы HR позволяют подразделениям быть более гибкими, оперативно реагировать на запросы рынка и больше ориентироваться на потребности сотрудников.
В компаниях у HR-подразделений, как правило, четыре основных задачи. Первая и самая важная — комплектовать штат. Сегодня кадровый голод ощущается в большинстве отраслей: по данным опроса SuperJob, 86% организаций, вне зависимости от штатной численности и сферы деятельности, работают в условиях дефицита персонала. Вторая задача — следить за уровнем квалификации, знаний и навыков сотрудников. В условиях недостатка кадров важно не только нанимать, но и поддерживать и развивать компетенции уже работающих в компании специалистов. Третья важная функция — управлять мотивацией. Целеустремленные сотрудники работают эффективнее и дольше остаются в компании, при удаленном или гибридном графике работы организациям может потребоваться больше сил, чтобы поддерживать вовлеченность сотрудников. Четвертый пункт — оценивать эффективность процессов и проводить аналитику. Это помогает руководителю принимать обоснованные решения и корректировать стратегии управления персоналом.
Тренды в HR Tech
1. Смена ИТ-ландшафта после ухода иностранных производителей
Причем, эта тенденция распространяется на всю отрасль софтверной разработки — российские производители ПО активно развивают свои линейки продуктов, а на рынке появляются новые отечественные бренды, в том числе в сегменте HR Tech.
2. Оживление на рынке систем КЭДО
Это во многом связано с формированием нормативно-правовой базы. Сегодня КЭДО — самое быстрорастущее направление в области HR Tech в России. Некоторые эксперты прогнозируют, что к 2025 году уже 80% компаний полностью перейдут на кадровый электронный документооборот.
3. Использование решений, связанных с искусственным интеллектом (ИИ) и отдельными технологиями, входящими в это понятие: нейросети, машинное обучение (ML), языковые модели (LLM), генеративный ИИ и так далее.
Интеллектуальные технологии в крупных HR-департаментах уже используются для ряда задач: подбор кандидатов, создание учебных материалов, персонализация обучения, организация интерактивного онбординга, предиктивная аналитика HR-метрик и т. А две трети HR-руководителей считают, что их компании отстанут в развитии, если не внедрят ИИ-инструменты в ближайшие 2 года.
4. Комплексная цифровизация и гиперавтоматизация HR-процессов
Компании стремятся сократить количество рутинных операций, которые ложатся на сотрудников в целом и HR-подразделения в частности. Более половины HR-руководителей называют автоматизацию бизнес-процессов в числе ключевых задач и планируют в ближайшую пару лет внедрить в работу программных роботов (Robotic process automation, RPA). Они позволяют сократить существенную часть однотипных задач в HR, снизить расходы и повысить управляемость кадровыми и HR-процессами. В частности, роботов можно использовать для автоматизации поиска, обработки и ранжирования резюме кандидатов, оформления сотрудников, выполнения сопутствующих административных задач (по минимуму вовлекая в них кадровых специалистов).
5. Концепция Zero HR
Еще один шаг к автоматизации и цифровизации HR-процессов, чтобы уменьшить объем рутинных задач у кадровых специалистов. ИИ и роботов используют в подборе, найме, онбординге и сервисах самообслуживания для сотрудников — это позволяет значительно сократить временные затраты и повысить эффективность HR-процессов.
6. HR-аналитика и ее развитие
Это очень большая область, начиная с создания, внедрения и применения динамических отчетов, содержащих структурированный набор данных с их визуализацией в виде дашбордов, до построения предсказательных аналитических моделей.
Вследствие всех этих трендов возникли экосистемы — ИТ-продукты в них интегрируются и между собой, и с корпоративными системами компании. Экосистемы обычно фокусируются на комплексном решении HR-задач и позволяют охватить полный цикл работы с персоналом. При этом экосистемный подход — уже скорее рыночный, а не технологический тренд.
Актуальные и перспективные решения
Проанализировав рынок, выделили ключевые инструменты для HR-функции.
КЭДО
Кадровый электронный документооборот — одно из самых быстрорастущих направлений в отечественном HR Tech. Внедрение КЭДО позволяет уменьшить время получения необходимых документов для сотрудников и работодателей в 5 раз, повышая эффективность коммуникации. В результате, на 70% сокращается процедура оформления сотрудников и на 50% — расходы на обработку документов благодаря снижению затрат на логистику, содержание архива и трудозатрат специалиста. Кроме того, внедрение КЭДО повышает производительность труда на 25% за счет автоматической маршрутизации документов.
Цифровой ассистент сотрудника
Сотрудники могут эффективно и удобным для них способом получать информацию по HR-вопросам, справки, оформлять командировки и отпускные дни. За счет этого компания повышает лояльность сотрудников, что в итоге усиливает бренд работодателя. Скорость ответа при применении цифрового ассистента увеличивается на порядок, в 4 раза сокращается время работы над задачами, а затраты на обработку обращений сотрудников снижаются на 60%.
Интеллектуальные голосовые боты
Эти продукты автоматизируют процесс массового подбора персонала. Голосовой бот сам ведет коммуникацию с кандидатами: актуализирует контактные данные, презентует вакансию и отвечает на часто задаваемые вопросы о компании или вакансии. Он также способен провести экспресс-интервью и занести результаты в учетную систему, согласовать дату и время собеседования, напомнить о нем кандидату, обзвонить и переназначить встречу тем, кто до собеседования не дошел. Это решение позволяет в 5 раз снижать трудозатраты при массовом подборе персонала и в 4 раза увеличивает количество обрабатываемых резюме.
Векторы развития
- Единое окно доступа к HR-сервисам. Зачастую сотрудникам приходится пользоваться большим количеством сервисов для получения необходимой услуги или информации, что снижает общую эффективность работы. Создание единого окна доступа к HR-сервисам экономит время и повышает лояльность специалистов к компании.
- ИИ- и ML-инструменты для принятия решений. ИИ-аналитика и рекомендации на основе данных о сотрудниках позволят эффективнее вести планирование и принимать управленческие решения.
- Интеллектуальные ассистенты для HR и сотрудников. Развитие интеллектуальных инструментов, ассистентов как для HR-службы, так и для сотрудников снижает затраты на регулярные рутинные задачи и повышает качество и скорость работы с обращениями.
Своевременное внедрение подходящих компании решений обеспечит высокий уровень качества в управлении персоналом.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты