РБК Компании

Что такое анализ конкурентов

анализ конкурентов бизнеса
Дата публикации: 14 декабря 2023 г. (обновлено 17 мая 2024 г.)

Конкурентный анализ — это процесс исследования, как другие игроки рынка ведут бизнес.

Он помогает определить адекватную цену на товар, минимизировать риски, создать более эффективную рекламную стратегию и точнее удовлетворить потребности аудитории.

Разбираемся, кому необходимо изучать конкурентов и на какие этапы делится работа.

Источник: unsplash.com

Зачем нужен конкурентный анализ 

Тем, кто только начинает путь в бизнесе, исследование поможет сформировать уникальное торговое предложение (УТП) и построить стратегию компании.

Компаниям, которые давно на рынке — обновить ассортимент, программу лояльности, контент для социальных сетей и каналы распространения продукта.

Анализ конкурентов важно проводить регулярно или в случае, когда ключевые показатели бизнеса ухудшились. Это позволит разобраться, какие ошибки допущены, как их исправить и не допустить в будущем.

Этапы исследования

Определите цель анализа

От этого будут зависеть дальнейшие шаги работы.

Если вы планируете выйти на рынок, то цель анализа — понять, какой потребительский сегмент охвачен слабо и что нужно сделать, чтобы сформировать конкурентное преимущество. В исследование логично включить сравнение по критериям, которые помогут составить полные «‎портреты» конкурентов:

  • продуктовый ассортимент;
  • брендинг;
  • ценовую политику;
  • маркетинговую стратегию;
  • технологичность и объем производства;
  • отзывы потребителей;
  • способы дистрибуции.

Если цель не глобальная, то и анализ конкурентов может быть узконаправленным. Перед тем как переделывать сайт, уместно изучить интернет-страницы других компаний, их функциональность и дизайн, а не всю маркетинговую стратегию.

Установите ограничения

Изучать соперников можно вечно, поэтому сфокусируйтесь на главном:

  • Определите, сколько времени вы потратите на исследование конкурентов.
  • Оцените, какую сумму вы готовы вложить в исследование. Это повлияет на то, будете ли вы использовать бесплатные сервисы аналитики или купите подписки с расширенными инструментами.
  • Назначьте ответственных за эту задачу. Если привлекаете сторонних подрядчиков, запросите расчет стоимости работ у нескольких компаний и сравните предложения.

Выберите, какие компании будете изучать

Не все участники рынка будут соперниками за внимание аудитории. Конкурентов можно разделить на два типа:

  • Прямые: те, кто продает аналогичные товары или услуги. Для продуктового офлайн-магазина — это сервисы доставки продуктов, супермаркеты и индивидуальные предприниматели на рынке, которые торгуют овощами.
  • Косвенные: продавцы похожих товаров и услуг. Для изготовителя керамоблоков — это кирпичные заводы, деревообрабатывающие предприятия, так как они тоже производят материалы для строительства зданий.

Найти конкурентов можно с помощью:

  • сервисов интернет-аналитики — Яндекс.Метрика, LiveDune, SimilarWeb, Brand Analytics;
  • отраслевых и региональных рейтингов;
  • профильных выставок и конференций;
  • электронных справочников с картами — 2ГИС, Яндекс.Карты;
  • маркетплейсов — Ozon, Wildberries, Aliexpress, Яндекс.Маркет;
  • сайтов с отзывами — Отзовик, Zoon;
  • специализированных исследований — ТК Солюшнс, Business Stat, Tebiz Group, РБК Исследования рынков;
  • поисковых запросов с ключевыми словами, которые используют клиенты;
  • опросов потребителей;
  • каталога РБК Компании.

Систематизируйте данные

Когда вы определили список компаний и критерии анализа, соберите данные в сравнительную таблицу. Визуализация поможет изучить каждый индикатор подробно.

Чтобы составить «‎портрет» конкурента, маркетологи используют разные методы:

  • SWOT. Матрица позволяет систематизировать сильные и слабые стороны компании, возможности и угрозы для развития.
  • PEST. С его помощью можно проанализировать политические, экономические, социальные и технологические факторы, которые влияют на бизнес.
  • Пять сил Портера. Концепция учитывает конкуренцию внутри отрасли, угрозы появления новых игроков и клиентов, рыночную власть поставщиков и покупателей.
  • SPACE. Критериями анализа становятся финансовое положение фирмы, ее конкурентоспособность, а также привлекательность и стабильность отрасли.

Подумайте, как применить знания

Когда вы изучили рынок, определите, что можно интегрировать в бизнес, как выделиться среди других игроков. Соблюдайте баланс между созданием уникальных функций и опорой на тренды индустрии: не все потребители готовы экспериментировать.

Отследите, как меняются показатели бизнеса после того, как вы внедрили обновления:

  • Увеличилось ли количество клиентов и средний чек?
  • Как часто потребители возвращаются за продуктами или услугами?
  • Улучшились ли отзывы покупателей?
  • Стал ли продукт более значимым на рынке?
  • Повысилась ли вовлеченность аудитории в социальных сетях?
  • Проводит ли потребитель больше времени на сайте?
  • Стало ли сотрудникам проще взаимодействовать с клиентом?

Проводите такой анализ регулярно, чтобы стать одним из лидеров рынка.

Читайте также:

Публикуйтесь на РБК

Поделитесь уникальным инфоповодом, экспертизой или опытом компании с многомиллионной бизнес-аудиторией:
Используйте нативные форматы публикаций и инструменты редактирования.
Продемонстрируйте компетентность и профессионализм руководителя.
Расскажите о достижениях и опыте компании из первых уст.
Делитесь анонсами новостей в федеральной ленте rbc.ru.
Попробовать